"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 1 (559) от 13.01.2011

Вернисаж

Этноживопись

Светлана ТЕНЕТКО

Начало послепраздничной новогодней недели ознаменовалось в этнографическом музее Саратова не совсем характерной для него выставкой картин молодого саратовского художника Александра Кузьмича. «Этно-арт» – первая персональная выставка Александра. Для музея выставка уникальна тем, что живописные полотна появляются в нем довольно редко. Может, поэтому новый год музей этнографии решил начать с яркой и красочной выставки живописи.

Первое знакомство у музейщиков с художником состоялось благодаря содружеству «Колослава» (см. «Богатей» № № 11 (525), 18 (532), 33 (547) за 2010 г.). Сочетание в работах Кузьмича живописи, фотографии и коллажа, по словам старшего научного сотрудника Елены Сапожниковой, показалось музейщикам интересным. Главное все же, что это этнографическая тема, автор пропагандирует славянские корни, языческие традиции. На выставке можно увидеть картины «Масленица», «Праздник рода» «Ирь-Ярь» – мужское и женское славянское начало (не путать с китайским Инь и Янь), «Мужчина и женщина», «Славянский взгляд» – достаточно яркие и незаурядные работы. Елена отметила очень интересный подход и необычное сочетание цветов, на ее взгляд.

Авторское название выставки первоначально было «Архетипы», что, по всей видимости, было более точным для представленных работ, отражающих мысли и творческие порывы автора. Поскольку музейщики опасались, что авторское название будет не всегда понятно посетителям, то был выбран более нейтральный и понятный вариант – «Этно-арт», который лучше подходит и профилю музея.

На выставке Александра Кузьмича представлены 16 работ, связанных с этнографической темой, в которых присутствуют языческие мотивы, славянская и философские линии. Автор работает в технике коллажа, беря за основу фотографии, и дополняет работу различными предметами, что присуще стилю поп-арта.

Архетип, по словам Александра, это основа всего, именно это отражает то, что в фотографиях и за ними. За основу работ художником взяты символы и орнаменты, забытые в настоящее время, например, тема древнего славянства, как говорят сейчас, язычества. Многие из символов в настоящее время утратили свою изначальную значимость, не пользуются популярностью и стали вполне обыденными вещами, как например, хлеб. «Мы забыли ценность и труд, с которым он достается, - считает Александр. – У славян хлеб всегда был символом достатка и головой в доме. Также символ яйца – символ мироздания, Вселенной, с точки зрения славян. Еще одним символом славянской традиции является чаша в форме утки, или братина». Дабы облегчить понимание произведений, требующее определенных фоновых знаний, особо любознательным посетителям выставки предлагается «микрошпаргалка».

Председатель правления Саратовской региональной общественной организации «Творческий Союз художников России», в которой уже два года состоит Александр, Сергей Дворников, помимо поздравлений в адрес «виновника торжества», выразил радость, что «наконец-то на это клюнули, есть к чему прицепить. Потому что в течение года я ходил по многим учреждениям культуры и предлагал работы Александра. Слава Богу, что мне люди отвечали честно – что там ничего не понятно, и мы ничего не понимаем. Так если вы ничего не понимаете, когда-то нужно просто начинать». По мнению г-на Дворникова, большинство людей – реалисты, которые не хотят включать мозги и руководствуются критериями красиво-некрасиво. Философский концепт, считает Сергей Дворников, стоило бы вынести на первое место, в представлении работ художника, поскольку без этого все остальное можно будет отнести к категории «простых открыточек, которые продаются на проспекте».

Традиционный фуршет, полагающийся по такому случаю, был несколько необычен – блины, мед и квас – как и сама выставка. Братья-славяне не оставили своего товарища, оказав не только моральную, но и музыкальную поддержку. Кроме широко известных свистулек и не очень известного варгана, зрители увидели и услышали еще один весьма необычный славянский инструмент – калюку, на которой, кстати, играет сам «виновник торжества». Пришедшие на выставку получили не только удовольствие от работ, обогатили свои знания в народных традициях и музыке.

Иногда так называемые художники-самоучки, как Александр, выдают совершенно уникальные полотна. Вероятно, потому, что «не испорчены» правилами письма и техники и не бояться экспериментировать с цветом, типом красок, совмещая порой вещи несовместимые. Наверное, эта внутренняя свобода от «учебных» стереотипов правильности и неправильности и привлекает в работах Александра.

Корр.: Идея совмещения фотографии, живописи, стекла, керамики откуда появилась?

А. Кузьмич: Из фантазии. Смотрел в Интернете – ничего похожего нигде не увидел, так что просто взял и придумал. Однажды поместил фотографию в рамку, потом решил эту рамку увеличить и что-то прилепить на нее. Решил, что вокруг фотографии будут какие-то узоры, предметы.

Корр.: Фотография у вас всегда является центром композиции?

А. Кузьмич: В тех картинах, которые на выставке – да. В новых работах фотография уходит с центрального плана, иногда остается только часть ее, а остальное – живопись.

Корр.: А откуда черпаете идеи. Как возникают образы, и по какому принципу подбирается центральная фотография?

А. Кузьмич: Сначала, может быть, и идеи никакой нет. Просто мне нравится фотография, и я начинаю ее обыгрывать: какое может быть продолжение этой фотографии, если уйти за ее рамки и что-то нарисовать красками. И там уже идея развивается.

Корр.: В какой момент в композиции появились предметы?

А. Кузьмич: Наверное, сразу. Каким-то предметом захотелось украсить рамку.

Корр.: Всегда ли в работах используете предметы?

А. Кузьмич: Последние погода-год уже нет.

Корр.: А что появилось вместо предметов?

А. Кузьмич: Больше краски, сейчас я экспериментирую с цветом и красками. Смешением красок разного состава иногда можно достичь эффекта трещин. Например, смешиваю акрил и эмаль, эмаль и гуашь; даже придумал свой способ нанесения краски. Если на чуть подсохшую эмаль нанести другую краску, очень интересно будет смешиваться.

Корр.: В основу многих из работ, представленных на выставке, легли славянские, языческие традиции…

А. Кузьмич: Тема, скорее всего, тоже пришла из исторического образования, да и просто хотелось узнать корни не только славянские, но и общеиндоевропейские. Сюжеты, орнаменты культур, которые жили на территории Поволжья три тысячи лет назад: срубные, ямные, катакомбные культуры – использую в своих работах. Многое приходит из опыта археологических раскопок, например, те же орнаменты, которые видел на горшках. Хлеб, например, очень важен был не только для славян. Он считался всегда символом достатка. Так появилась картина «Хлеб». Блины, чисто славянский символ Солнца.

Корр.: Получается, что почти все, что ты выносишь в центр композиции, имеет определенное сакральное значение.

А. Кузьмич: Да, я пытаюсь эти, может быть, уже забытые символы, через картины проявить в настоящем. Показать, что существуют такие символы-предметы, которые были важны для народа.

Корр.: Александр, какие ощущения от первой персональной выставки?

А. Кузьмич: Да я пока еще не понял. Второе интервью уже, вроде, нормально. Конечно, я доволен, ведь картины должны все же выставляться.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13012011120445&oldnumber=559