"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 43 (557) от 16.12.2010

Худсовет

Джаз на контрасте

Лана СОКОЛОВА

9 декабря концертом Даниила Крамера завершился филармонический фестиваль «Jazz-Inter Classic». Джазовые концерты собирают в Саратове если не аншлаговые, то почти всегда полные залы, несмотря на то, что джаз многие считают интеллектуальной музыкой. Последний концерт не стал исключением.

Накануне на сайте филармонии была вывешена информация, что билеты в партер Большого зала консерватории уже проданы, балкон тоже «ушел» на «ура». Видимо, дело даже не в том, что зрители идут на имя исполнителя, а в том, что джазовых исполнителей и коллективов в самом Саратове не так уж много и услышать их на больших площадках удается, увы, не часто. Наверное, хватит пальцев одной руки, чтобы их пересчитать. «Ретро» Духовникова, «Манго-экспресс» Мангасаряна, «Бридж», джазовый ансамбль Сергея Ткачева – пожалуй, все.

Идея провести джазовый фестиваль с привлечением местных джазистов закончилась сольниками Сергея Проня и Сергея Манукяна. В основном местная публика довольствуется известными гастролирующими коллективами. «Чтобы учиться джазу с дальнейшими перспективами, нужна инфраструктура, как в США. В Саратове она, к сожалению, отсутствует», – сказал в интервью «Территории» пару лет назад преподаватель джазовых дисциплин факультета искусств и художественного образования педагогического института СГУ, джазовый критик Юрий Трофимов.

Мы уже привыкли, что Даниил Крамер открывает для саратовцев новых исполнителей, все чаще зарубежных. Но последний фестивальный концерт, по словам Даниила Борисовича, был посвящен двум саратовским девушкам (ныне живущим и выступающим в Москве – Авт.) - Юлии Алимовой и Ирине Канн (сценический псевдоним Эра Канн), которые несколько лет назад попробовали завоевать столицу. «Рискуют многие, но удается это не всем. Пока эти две вокалистки еще в начале своего пути, и начало это весьма успешное», – считает Даниил Крамер.

После концерта ему даже попеняли на то, что забирает из Саратова лучшие голоса. «Ну, так вы не отдавайте», – тут же парировал Даниил Борисович. А как же не отдавать, если после встречи несколько лет назад с тогда еще десятилетней Эрой Канн он сказал о том, что ей обязательно надо ехать в Москву. По мнению обеих вокалисток, все же в столице гораздо больше возможностей для профессионального роста, поскольку наработка идет непосредственно в процессе концертов; джемами и джазовыми тусовками Москва тоже «побогаче» Саратова.

Программа концерта, по словам Даниила Камера, была сделана так, чтобы все время был контраст, в чем зрители убедились воочию. Две певицы, разные не только внешне (блондинка Юля и брюнетка Эра), но и по тембрам голоса, и по манере исполнения. Программа – аранжировки, выбор композиций – полностью принадлежат девушкам, но вряд ли без Даниила Крамера, хотя он и говорит, что его «только впустили в нее», мог бы состояться этот концерт, поскольку именно он явился соединяющим звеном между певицами.

Удивительное сочетание внешней красоты, женственности и завораживающего, чувственного голоса Юлии Алимовой. Неповторимый стиль, экспрессия и особое исполнение каждой композиции, очень искреннее и настоящее, все идет от сердца, из души. Как вокалистка, Юлия Алимова хорошо знакома многим любителям джаза, блюза, а также рок-музыки. Юлия – певица с потрясающе красивым, мягким, нежным и чувственным голосом. В ее исполнении прозвучали «Осень в Нью-Йорке» (услышав ее в исполнении Билли Холидей, по словам Юлии, она просто влюбилась в эту балладу), а также композиции Херби Хэнкока «Watermelon Man» («Человек арбуз») и Чика Кориа. И все же, несмотря на утверждение, что классика всегда в моде, Юлия предпочитает более современные композиции в стиле фьюжн.

Почти полной противоположностью Юлии выступила Эра Канн, с глубоким, богатым тембром во всем диапазоне, сильным голосом и манерой исполнения, близкой к традиционному, классическому джазу. Представляя певицу, Даниил Крамер вспомнил о первой встрече с ней несколько лет назад, «когда еще в Саратове был зал филармонии» (упоминание о зале вызвало смех в зале — Авт.). Обычно почти в каждом городе, где проходят концерты, к Крамеру подходят с просьбами послушать того или иного гениального ребенка. «Привели девочку, я уже приготовился поскучать, но не удалось. Со мной был Сергей Манукян, и мы чуть не устроили джем-сейшн», – рассказал Крамер.

В джаз Эра пришла благодаря маме, однажды просто заставившей ее выучить одну из джазовых композиций. А вот осталась в джазе, по словам Эры, благодаря музыке, которая даже заставила ее повзрослеть. Первый раз «самый крутой кайф» от исполнения джаза Эра «словила» лет в пятнадцать, а пять лет до этого, по ее словам, она искусно имитировала это состояние.

Считается, что джазовые вокалисты – высший пилотаж в эстраде, потому что в джазе голос перестает быть просто голосом и становится инструментом. «Такого управления голосом, как в джазовой музыке, пожалуй, нет больше нигде. Именно поэтому так ценятся вокальные импровизации, поскольку голос – самый сложный инструмент», – считает Юлия Алимова. А насколько хорошо исполнительницы владеют этим «самым сложным инструментом», они продемонстрировали в «пении в пространстве» (а cappella, басовое сопровождение контрабаса Николая Мачкасова и бас-гитары Сергея Ткачева).

По сути, весь концерт был выстроен на выступлениях вокалисток, но не остались внакладе и почитатели таланта Даниила Крамера как пианиста. Своеобразным «подарком» для них стало исполнение «Yesterdays» Джерома Керна.

Надеемся, что Саратов еще услышит и Юлию Алимову, и Эру Канн уже с собственными группами, с которыми девушки выступают в Москве.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15122010233932&oldnumber=557