"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 43 (557) от 16.12.2010

Пресс-Клуб

Живое искусство балета

Татьяна РАЙС

11 декабря в театре оперы и балета прошел гала-концерт «Современный балет России» – федеральный проект, созданный при поддержке Международного союза деятелей хореографии, Международной федерации балетных конкурсов и Министерства культуры РФ, чтобы показать нашим театралам все самые последние, самые современные тенденции в мире балета.

Переменчивая нынешней зимой саратовская погода внесла свои коррективы. Из-за тумана в день концерта был закрыт аэропорт, и многие артисты не смогли попасть в Саратов (а при желании, могли бы взять, к примеру, фиат седичи, который не боится погодных и дорожных невзгод – Ред.). Программу пришлось срочно переделывать, но на помощь пришли артисты саратовской труппы. Так что, несмотря на трудности, саратовские зрители увидели много интересных танцевальных номеров. Большинство из них сопровождалось бурными овациями и криками «браво».

О рождении и воплощении задумки на прошедшей за день до концерта пресс-конференции рассказал автор идеи и художественный руководитель проекта, хореограф Константин Уральский. По его словам, Саратовский театр оперы и балета стал всего лишь второй площадкой для этого проекта.

Замысел

Идея эта очень давно витала в воздухе, поскольку в советский период было очень много концертов по стране, которые назывались «Молодой балет России», с участием танцовщиков из разных театров страны. И мы очень хорошо знали, в каких театрах какие танцовщики, какие хореографы. В последнее десятилетие так сложилось, что больше и больше приглашаются для постановок хореографы из-за рубежа. И зачастую они не приезжают, а просто переносят постановки зарубежных хореографов на российские подмостки – далеко не последние, поставленные в 70-е и 80-е годы. Мне такая обстановка не нравится. Говорят, что у нас проблемы с хореографией, проблемы с балетом. Проблема только одна – люди не видят нашей работы. Не продюссируется сегодня молодой российский хореограф. Поэтому во время Московского международного конкурса артистов балета 2009 года я сформулировал свою идею о создании такой программы.

В основе идеи – представить хореографию именно российских хореографов. И показать молодых танцовщиков, дав им возможность показать свои работы. Ребята, которые приехали из разных городов, элементарно познакомились, посмотрели, как их коллеги работают в других городах.

Содержание

Если в концерте хотя бы одному зрителю все понравилось, все абсолютно, то я буду удивлен. Поскольку в программе собраны очень разные номера. И музыкальный материал очень разный – от Чайковского до электронной музыки. И абсолютно разные почерки хореографов. Это то, чем сегодня болеет, чем живет современный российский балет. То, что сегодня создают наши хореографы. Что-то из этого будет забыто, а что-то через 50 лет назовут классикой. Мы – живой вид искусства. И если запремся в музейных рамках того, что у нас есть, то балетная держава перестанет быть балетной.

Программу составлял я лично, но я не старался выбирать номера, которые меня полностью удовлетворяют. Я хочу показать разное. Естественно, мне – и как художнику, и как человеку – какие-то номера нравятся больше, какие-то меньше, но я не хочу быть цензурой. Потому что то, что нравится мне, может не понравится зрителю. Я знаю имена хореографов и я им доверяю.

Очень хочется, чтобы зритель сопереживал и говорил: вот это мне не понравилось, а вот это понравилось. Так составлена программа. Это естественно, потому что кому-то больше нравится неоклассика, кому-то авангард. Это искусство. И здесь у каждого свой вкус. Нельзя ставить точки и говорить: вот это правильно, а это неправильно.

Личный опыт

Я начал ставить в 80-е годы, когда мы жили в государстве, которое называлось Совестский Союз. Тогда я сделал рискованный шаг в жизни. Рано остановил свою танцевальную карьеру и ушел в постановочную деятельность. Те подпольные пиратские видеозаписи, которые мы смотрели – Мориса Бежара или Иржи Килиана, которые передавались из рук в руки, переписывались и так далее, по ним было видно, что люди там, за рубежом, говорят несколько иным языком в хореографии. Не то чтобы они придумали новые движения, но существует какая-то философская основа. То, чего мы не знаем. Я просто понял, что не смогу стать чем-то интересным, воплотить себя полностью, если я не изучу то, что знают эти люди.

Мне тогда посчастливилось уехать заниматься модерн-танцем и джаз-танцем в Дрезден. Там я познакомился с педагогами и хореографами из Голландии, Западной Германии и Америки. И уже по приглашению американцев я поехал в Америку немного подучиться, а потом мне предложили «немножко поработать». Это «немножко поработать» вылилось в то, что через год я стал работать в балете Айовы, с которым я провел почти 7 сезонов и поставил там 15 спектаклей. Потом был Нью-Йорк… Но, как я всегда говорю: «замкнулся классический круг для русского художника». В конце 90-х моим творчеством стали интересоваться в России и стали приглашать на родину. Тогда, в 90-е, наша страна переходила в новые экономические условия. А у меня был большой опыт работы в этих условиях.

Современный балет

Если взглянуть на прошлый опыт: в 70-е годы в СССР было около 30 оперных театров и каждый возглавлял балетмейстер. И были люди, которые задавали направление в искусстве, и были последователи, не столь талантливые, возможно, но грамотные, интересные и яркие. Сегодня, к сожалению, обязанность продюссирования большинство театров с себя сняли. Не хотят рисковать. Легче в 20-й раз переставить «Лебединое озеро» или «Жизель». Я не говорю, что эти спектакли надо выкинуть, я очень консервативно отношусь к классике. В конце концов, 60 % репертуара – это наше классическое наследие. Но чтобы совсем новое с нуля взять и сделать… Создать идею, заказать музыку и так далее…. Нет, лучше сделать «Ромео и Джульетту» в двухмиллионный раз. Потому что афиша с названием «Ромео и Джульетта» – это гарантия, что зритель пойдет.

У нас есть хореографы, очень талантливые ребята, но, за исключением того, чтобы поставить несколько номеров для артистов, которые участвуют в конкурсах балетных, где по условиям они обязаны исполнять современный номер, поставленный специально для конкурса, у них нет площадки для работы. У нас выпускники крупнейших вузов России зачастую не могут защитить диплом. Это люди, которые поставят спектакль бесплатно. Только вот негде.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15122010233848&oldnumber=557