"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 42 (556) от 09.12.2010

Нам дворцов заманчивые своды...

Лана СОКОЛОВА

«Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету…». Слова песенки из мультфильма «Бременские музыканты» (мюзикл по пьесе Ю. Энтина и В. Ливанова), вышедшего в свет в конце шестидесятых, и продолжения

«По следам бременских музыкантов» (1973 г.) знают, пожалуй, все поколения детишек, включая и «компьютеризированные» 2000-е.

Музыкальная фантазия на темы одноименной сказки братьев Гримм стала весьма популярной в СССР не в последнюю очередь благодаря музыке, написанной Геннадием Гладковым (художник-постановщик – Макс Жеребчевский) с элементами рок-н-ролла. Параллельно с выходом мультфильма была выпущена версия на грампластинках, тираж которых за два года достиг почти тридцать миллионов. В 2000 году в свет вышло продолжение истории «Новые бременские».

Романтичный и дерзкий в своем вольном пересказе сюжета сказки братьев Гримм, с откровенным влиянием культуры «хиппи» 60-х годов, мультфильм подвергся резкой критике со стороны тогдашнего руководства. Но именно это «вольное переложение» легло в основу спектакля театра кукол «Теремок», премьерный показ которого состоялся 2 и 3 декабря. Это второй музыкальный спектакль в репертуаре театра. Первым «пробным шаром» стала опера «Забавная история о Короле, Бутерброде и Королевской Корове» по Алану Милну.

Поскольку «Бременские музыканты» (режиссер-постановщик Г. Шугуров, художник-постановщик А. Ечеин (Воронеж) рассчитан на маленьких зрителей, откровенного морализаторства и поучений в нем, на первый взгляд, нет, но… В спектакле саратовцев появляется новый персонаж – Шут (А. Усов), который выступает в роли рассказчика, доброго советчика Принцессы (М. Максимова) и Трубадура (Д. Ковдя) и даже критика его величества Короля (Р. Сопко). Ведь мы-то с вами знаем, что порой именно шуты говорят правду, которую иные придворные не осмеливаются произнести.

Поскольку спектакль рассчитан на маленького зрителя, то Разбойники (А. Усов, Р. Сопко, А. Картавцев) и Атаманша (О. Сорвачева) выглядят, скорее, как клоуны из цирка-шапито, а их дом напоминает цирковой шатер. Атаманша лихо разъезжает на одноколесном велосипеде. Такие «бяки-буки» вызывают лишь улыбку и вряд ли кого могут по-настоящему испугать.

В спектакле использованы планшетные куклы и живой план, а это значит, что зрители видят артистов, как будто играющих в куклы. И притом еще поющих вживую. По словам зав. литературной частью Евгении Петровны Якимовой, весь театр уже почти полгода слушает пение артистов, и петь они начали раньше, чем читать текст.

Минусовки, аранжировки и всю музыкальную часть, вплоть до занятий вокалом, взял на себя Г. Копчекчи. С вокалом, скажем прямо, артисты справились отлично.

В «Теремке» знают, что детей нельзя обмануть, а значит, чуть-чуть «не дотянуть» не получится, поэтому каждый артист вживается в своего персонажа, и даже куклы кажутся внешне немного похожими на них. Перед нами не просто кукла Петуха (А. Грызунов), но и заикающийся, кудахчущий, немного суетный персонаж, слегка неповоротливый Осел (И. Подмогильный), бывший охотничий Пес (Н. Мигов) и, как и положено, временами вальяжный Кот (А. Черепанов). У каждого из них своя история, которую они рассказывают по ходу пьесы. Но несмотря на все трудности жизни бродячих артистов, которых Король называет не иначе как «оборванцами», никто из них не хочет менять эту жизнь на прежнюю.

И все же есть в этой сказке многое, что можно соотнести с реалиями современной жизни, правда, это, скорее, видно взрослым, чем детям. Папочка Король, хоть и глупый, но сообразил, что он «хозяин своему слову»: «Я его дал, я его и беру обратно», – провозглашает он. Знакомые слова – не так ли? Выбор Принцессы, решившей променять «дворцов заманчивые своды» на любовь к бродячему артисту, тоже заслуживает уважения: «Я ведь люблю его (Трубадура) и мне не нужен заграничный принц», – решает она.

А Шут… – он же только шут, ему, конечно, грустно, что Принцесса, которую он по-своему любил, покинула дворец. Но он готов рассказывать сказку о том, что «давным-давно на свете жили глупые короли, злые разбойники, прекрасные принцессы и веселые трубадуры», снова и снова, возвращая взрослых в детство.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9122010014527&oldnumber=556