"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 42 (556) от 09.12.2010

Угол Зрения

Блогеры и цензура

Евгений КАСПЕРСКИЙ, «Саратовский бизнес-журнал», № 9 (174) за 2010 год

Блоги и блогеры стали неотъемлемой частью нашей жизни. А после того, как собственный блог завел президент, даже чиновники обнаружили, что «блогеры – тоже люди».

Наша компания работает с блогерами уже давно: мы регулярно зовем их на пресс-конференции и другие мероприятия. Но вот что выясняется. На первый взгляд, авторы популярных блогов мало чем отличаются от обычных представителей СМИ. Однако «смешивать» их с журналистами не следует. В каком-то смысле эти две категории пишущих людей существуют в параллельных мирах.

Возможно, все дело в том, что взаимоотношения бизнеса и «классической» прессы вполне можно назвать сложившимися. Мы знаем, чего ожидать от СМИ, чего опасаться и как с ними работать. А вот отношения с блогерами пока только выстраиваются. Радикально «затачивать» рекламные отделы компаний специально для работы с блогерами необязательно. Но блог с высокой посещаемостью, как и традиционное средство массовой информации, способен весьма эффективно доносить послания, адресуемые покупателям и клиентам. И работать с независимыми авторами следует иначе – тоньше, аккуратнее.

На мой взгляд, блогеры и журналисты пока относятся друг к другу несколько настороженно. Тем более что вопрос о том, не вытеснят ли блоги традиционные СМИ, продолжает обсуждаться совершенно всерьез. Однако я уверен: полностью ведущие блоги не в состоянии заменить собой обычные средства массовой информации. Скорее, они станут (да и уже стали!) еще одним «окошком в мир».

В некоторой степени ситуацию можно сравнить с той, что возникла с появлением видеомагнитофонов, а затем и DVD-проигрывателей. В какой-то момент показалось, что столь сильные конкуренты «убьют» и телевидение, и кинопрокат. Однако этого не произошло, хотя и кинотеатры, и телевещание изменились довольно сильно. Такова жизнь. Новое приходит, старое эволюционирует.

Главное отличие средства массовой информации от блога – в качестве предоставляемой информации. Ведь СМИ должны гарантировать ее достоверность, а желательно и объективность. Впрочем, это совершенно не означает, что, пользуясь своим «особым статусом», блогеры могут публиковать что угодно. Возможно, кто-то сочтет это крамолой, но я уверен: в некоторых ситуациях использование цензуры просто необходимо. А блоги, разжигающие межнациональную рознь, пропагандирующие насилие и уличенные в других незаконных действиях, можно и нужно закрывать.

Станет ли государство вводить соответствующие ограничения и каким именно образом будет пытаться управлять блогерами и блогами, пока не ясно. Мне кажется, необходимо заключить некий социальный договор между обществом и государством о том, «что можно, а чего нельзя». Конечно, для этого нужно создать специальную структуру (скорее всего, при Министерстве связи и массовых коммуникаций), которая будет курировать этот процесс.

Понятно, что речь в данном случае идет исключительно о тех блогах, которые по ряду параметров можно приравнять к полноценным СМИ. Похоже, основным критерием в данном случае должен стать «тираж». Если «подписка» на блог сопоставима с аудиторией газеты или журнала, такой ресурс должен быть зарегистрирован как средство массовой информации. А значит, к нему можно будет применять те же методы регулирования, что и к любому другому средству массовой информации. Другой вопрос – как понять, где именно должна проходить граница. Все эти детали общество и власть должны обсудить сообща, четко сформулировав договоренности в законодательных актах.

Блогеры уже существенно изменили привычную информационную картину. Еще недавно информация поступала из ограниченного числа источников на неограниченную аудиторию. Теперь же количество этих источников практически сравнялось (если не превысило) с числом читателей. «Миллион вещает миллиону». А значит, и манипулировать общественным мнением стало гораздо сложнее.

Большая часть блогов все-таки ориентирована на «своих». Но есть и «профессиональные» блогеры, сознательно привлекающие на свои страницы все новых посетителей.

Впрочем, появление профессионалов среди авторов дневников – явление не новое. И прежде находилось немало людей, готовых поведать миру о себе и своих впечатлениях, а многие авторы таких записок прославились (дневники вели в числе прочих известные литераторы, общественные деятели, ученые). Ново то, что теперь появилась возможность транслировать такие записи в «широковещательном» режиме. И это накладывает определенные ограничения – как на «писателей», так и на читателей. Формирование системы цивилизованных отношений в этой сфере – задача, которую всем нам следует попытаться решить уже в ближайшее время.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9122010013846&oldnumber=556