"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 42 (556) от 09.12.2010

Вернисаж

«Русские сезоны» в Радищевском

Лана СОКОЛОВА

3 декабря в Художественном музее им. А.Н. Радищева открылась выставка театрально-декорационного искусства 1900–1930 годов «Возвращение в Россию». Экспонатами выставки стала часть коллекции князей Никиты и Нины Лобановых-Ростовских, приобретенная Международным Благотворительным Фондом «Константиновский» в 2008 году. Не случайно выставка получила название «Возвращение в Россию», поскольку она по праву может рассматриваться как возвращение на Родину целого пласта русской культуры.

Пресс-конференция, проведенная перед открытием выставки, привлекла внимание журналистов как печатных, так телевизионных СМИ. Право слово, не каждый день к нам приезжают потомственные князья, готовые общаться с представителями прессы без переводчиков. Помимо князя Никиты Лобанова-Ростовского, в пресс-конференции приняли участи директор художественного музея им. А.Н. Радищева Тамара Гродскова и представитель нынешнего собственника коллекции Благотворительного Фонда «Константиновский» Галина Ерегина.

Как и положено, первой перед журналистами держала слово директор Радищевского музея, отметив, что работ художников, представленных на выставке, в музеях очень мало, театральных работ – тем более. Это не просто интереснейшие и талантливейшие художники, их работы несут в себе энергетику времени, мощь эпохи, считает Тамара Гродскова. Художники не просто создавали эскиз театрального костюма, но и одновременно образ, впоследствии становившийся своеобразным ключом и помогавший актеру в работе над ролью. Коллекция Лобановых-Ростовских уже экспонировалась в Москве и Петербурге. Саратов стал первым городом в «путешествии», если так можно выразиться, коллекции по России.

Значимость представленных работ, по мнению князя Никиты Лобанова-Ростовского, в том, что они имеют универсальное достоинство. Потому что театральная живопись повсюду в мире делалась в театре «ремесленниками». По ряду обстоятельств в конце XIX века самые значимые русские живописцы «включились в театр», поскольку в России не было предубеждения против театральной живописи. Когда Коровьев и Поленов выставляли свои работы, среди них были живописные наряду с театральными.

Большая часть коллекции, так или иначе, связана со знаменитыми «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Наряду с эскизами костюмов работы Бенуа, Бакста и др., представлены предметы печатной графики – театральные плакаты Серова, плакаты филоновской школы и пр.

«Тогда весь мир узнал русскую театральную живопись. В результате этого все увидели, как заманчиво рекламировать себя в театре. Таким образом, русская театральная живопись повлияла на то, что и западная, – после первой мировой войны начала подражать ей и утверждаться. Вместе с иконописью и авангардом русская театральная живопись – один из трех видов искусства, которые считаются универсальными», – считает Никита Дмитриевич.

Начиналась коллекция, по рассказу князя Лобанова-Ростовского, с того, что он вместе с супругой решил собирать то, что тогда никому (ни в Европе, ни в СССР) не было нужно. История с Гогеном навела на мысль о том, что нужно приобретать полотна у семьи художника. В поисках экспонатов для будущей коллекции Никита Дмитриевич даже занялся своеобразным частным сыском, а также «налаживанием личных отношений», что, в свою очередь, приносило плоды в виде весьма умеренной цены за полотна. Коллекция составляет около 1500 работ, половина из которых уже принадлежит Фонду «Константиновский». С остальными работами супруга князя пока еще не готова расстаться, сомневаясь в способностях и намерениях Фонда.

Отвечая на вопрос журналистов о передаче коллекции России, Никита Лобанов-Ростовский свое решение прокомментировал так: «Наше собрание – не накопление картин, а целеустремленное решение собрать всех тех, кто оставил отпечаток на сцене. Второе – представить собрание всех течений модернизма с 1880 по 1919 гг. Наше собрание, может быть, не слишком высокого качества, но имеет очень большое образовательное значение. Если смотреть по совокупности и выставлять полотна по течениям, то посетитель с выставки живописи уходит со знаниями».

Художники, работы которых представлены в коллекции, после 1923 года были совершенно не востребованы в России. Меньшинство уехало по политическим причинам, большая часть – потому что стали не нужными. Многие, как, например, Челищев, продолжили свою работу за рубежом и утвердились там как художники.

Весьма показательным стал рассказ князя об открытии, а вернее, выделении помещения для портретной галереив Москве. Правда, произошло это благодаря личной беседе с президентом на одном из приемов (до этого все попытки «пробить» этот вопрос оставались безуспешными). Это, по словам Никиты Лобанова-Ростовского, был один из счастливых моментов в жизни. Да, все же немного наивные и такие трогательные они, эти русские дворяне из «бывших».

В заключение презентации выставки слово дали представителю Фонда «Константиновский» Галине Ерегиной. Ни для кого не секрет, что зачастую частные коллекции и экспонаты из них кочуют и оседают в таких же частных коллекциях. Фонд «Константиновский» не просто приобрел коллекцию Лобановых-Ростовских, а разработал проект ее показа. За время деятельности Фонда (а он существует почти десять лет и был создан с целью возрождения Константиновского дворцово-паркового ансамбля в Стрельне), по словам Галины Ерегиной, реализовано много благотворительных программ, направленных на восстановление памятников архитектуры, культуры, поддержку театрального, музыкального искусства российской науки и образования.

Коллегам по перу не давал покоя вопрос: почему же именно Саратов был выбран первым для экспонирования такой уникальной коллекции. Хотя чем плох, собственно, Саратов? Как говорят в Одессе: «Хотите песен, их есть у нас». Вспомнила Галина Ерегина и про юбилей Радищевского музея, и про русского классика с его деревней и теткой. Поведала даже о саратовских таксистах, которые имеют весьма отдаленное представление о нахождении художественного музея и о высотках, преображающих улицы провинциального города.

Далее вопросы перетекли к выставляемой коллекции, стоимость которой так и осталась тайной для присутствующих.

Собственно, на этом пресс-конференция плавно подошла к завершению, поскольку впереди планировалось торжественное открытие выставки с присутствием местных высокопоставленных персон.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9122010012814&oldnumber=556