"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (554) от 25.11.2010

Вернисаж

Непростое настоящее

Александр ДАВИДЕНКО

В один и тот же день в Саратове состоялось открытие сразу двух выставок. В Доме работников искусств в очередной раз демонстрируются прекрасные портреты из собрания Льва Горелика, дополненные работами местных художников. В выставочном зале Союза художников, осуществлена попытка нащупать связи между разными поколениями художников и определить (по возможности) некие перспективы.

Уже само название выставки в СХ – «Искусство между прошлым и будущим» – содержит в себе двусмысленность (видимо, не предполагаемую организаторами). «Прошлое» и присутствует, и не присутствует на этой выставке. Его нет, если иметь в виду мастеров, ставших историей художественной жизни Саратова (возможно, и страны). Но оно есть, если трактовать определение расширенно, как более чем традиционное пластическое видение или удручающее отсутствие элементарной обученности ремеслу (или потерю этой обученности).

Впрочем, последнее вовсе никакое не прошлое, а настоящее и, к великому сожалению, предполагаемое будущее. Молодежь – это всегда надежда (не всегда оправданная), что само по себе давно стало трюизмом. Вопрос в другом – находим ли мы основания для этой надежды в результатах творчества молодых (впрочем, и «зрелых» тоже)?

Название выставки порождает смутные подозрения в недоверии к настоящему, которое, видимо, недостойно даже упоминания рядом с величественными опорными точками. Но мы живем и работаем именно в этом, не проясненном пространстве – «между», которое всегда органично включает в себя как прошлое, так и будущее.

Теперь о самой выставке. Подбор экспонатов случаен, что стало хроническим недугом и объясняется как отсутствием настойчивости (и системности) в деятельности организаторов, так и пассивностью организуемых. Наиболее цельным оказался блок участников межрегиональной выставки произведений молодых художников «Волга молодая. Саранск 2010». Он же и наиболее интересный с точки зрения поиска форм художественного самовыражения. Так как значительная часть работ сейчас находится на выставке в Москве, то пока не стоит горевать по поводу отсутствия именно «живописи», преобладания работ декоративно-прикладного и дизайнерского искусства. А здесь есть что посмотреть. Эффектна работа А. Жевак «Ирис». Привлекает уже сама форма репрезентации (хотелось бы, чтобы этот прием использовался более решительно). Мне казалось, что к такой организации могла подтолкнуть «Взрывающаяся рафаэлевская голова. 1951г.» С. Дали, но выяснилось, что это не так (возможно, именно это и объясняет отсутствие желаемого радикализма). Легкая пространственная дискретность общего визуального поля не ставит перед зрителем непреодолимых препятствий интеллектуального характера. Эта дискретность легко преодолевается в процессе акта художественного восприятия. Но использованный игровой прием оказался свежим в стенах саратовского выставочного зала.

Интересна и пластическая метафора (кто знаком с творчеством американской художницы Дж. О'Кифф, – поймет меня): с использованием флористического языка, перед нами предстает эротическая фантазия, носящая признаки легкого садомазохизма (на самом деле, в основе лежала вполне рациональная идея, но, как это часто бывает, «эмоцио» победило, т. к. в пространстве метафор рациональным частностям тесно). Правда, эта работа носит откровенно декоративный, даже дизайнерский характер, живописные тонкости в ней отсутствуют (в отличие от произведений О'Кифф), но внимание она привлекает. Видимо, именно по этому пути стоит А. Жевак «идти» в живопись (если она этого, конечно, хочет).

Хорошее впечатление оставляют гобелены, выполненные А. Кармановым («Подводный мир») и М. Вовенко («Пространство и время»). Они удачны и своей композиционной цельностью, и цветовой гармонией, и проявленным формотворчеством без доминирования навязчивой фигуративности. Возникает желание увидеть гобелены в гораздо большем формате. Смущает лишь одно – стремление казаться мудрее, чем есть. Речь идет о необоснованных претензиях М. Вовенко на философичность, проявившуюся в попытке обозначить в названии («Пространство и время») частное (фактически явленное в работе) как общее. «Пространство» из рассматриваемого гобелена вытеснено (по древнему закону Архимеда) большим количеством некоей предметности. Так как эта предметность, несмотря на отсутствие конкретной объектной определенности, носит очевидные, хотя и смутные признаки бытовизма (пусть и формального характера), то и время имеет хотя и анонимную, но привязку. Таким образом, мы имеем дело не с трансцендентальными понятиями (наиболее общего характера), обозначить которые можно было бы с прописной буквы, а с вполне частными фрагментами неопределенной реальности, обозначаемые лишь со строчной буквы.

Неплохой пример «эха» «живописи действия» представил А. Фомичев в абстрактных композициях «Мелодия» и «Высота». Конечно, эти работы не являются проявлением спонтанности, – это вполне осознанные, рациональные построения. Впрочем, Дж. Поллок поливал свои огромные холсты краской вовсе не в состоянии транса, а хорошо контролируя действия, подчиняя их законам композиции, создавая вполне обдуманные гармоничные, или диссонирующие комбинации; другое дело, что это носило импровизационный характер, т. е. корректировалось в процессе создания произведения, но это уже – опыт и знания. Абстракции А. Фомичева не лишены определенного изящества, лаконизма (как пластического, так и колористического характера), формальной конфигуративной и цветовой интриги. В молодежном секторе есть еще ряд неплохих работ в технике гобелена и батика. Хорошо вписывается в молодежную струю Н. Шанаева, тем более что представленное конкретное полотно «Взаимодействие. Дуга» носит дизайнерский, интерьерный характер.

«Взрослый» сектор на этом фоне выглядит гораздо скромнее. Как уже говорилось, подбор оказался довольно случайным, поэтому и качество оставляет желать лучшего. «Прошлое» наблюдается и в довольно слабых пейзажах четы Медведкиных, Н. Дубовова, Н. Чечневой, и в выхолощенных пейзажах Р. Лавриненко, и в протокольно-фотореалистичных работах А. Солдатенко (довольно молодого, но по-старчески мыслящего художника), и в других работах, создатели которых, по-видимому, считают своеобразную форму достижения собственного удовольствия, или коммерческой выгоды, синонимом творчества, а полученный результат – эстетической ценностью.

Конечно, есть на выставке и отрадное, прежде всего, – небольшой по размеру, повешенный (как будто в наказание) в углу, но замечательный по живописи пейзаж Е. Яли «Зимой». Тонкое чувство колорита, великолепная нюансировка, композиционная сбалансированность позволили художнику, используя даже не полутона, а «четвертушки» и «восьмые», создать прекрасную мелодию, используя более чем сдержанную гамму.

Как это часто бывает, интересен П. Маскаев и в пейзаже, и в натюрморте. А. Гвоздю постоянно намекает на еще не раскрытый потенциал живописца, который до сих пор подавляется графичным мышлением. Это часто проявляется в упрощенной раскраске, которая лишь создает впечатление легкости, а по сути, вступает в противоречие даже с очевидным перспективным построением композиции. Хорош по живописи «Натюрморт» Н. Моисеевой, но этой работе, по-моему, не меньше 20 лет.

Несмотря на то, что ядро второй выставки, проходящей в Доме работников искусств, составили неоднократно уже показанные работы из собрания Л. Горелика, эта встреча с действительно крупными мастерами всегда желанна и радостна. Здесь можно увидеть лаконичные и выразительные портреты – образы, созданные Г. Гликманым, Г. Израилевичем, Г. Чиринашвили. Т. Соселия прекрасно использует выразительные возможности цвета в фовистически насыщенных женских портретах. Рядом соседствуют лирические портреты кисти Т. Шихалиева, Т. Хахановой, драматические – Р. Мерцлина, и психологический портрет старика, профессионально выполненный молодым А. Карнауховым. Кроме этой основы экспозиции, можно отметить крепкие работы В. Овчаренко, многоликой М. Милавиной и постоянно ищущей Н. Моисеевой.

Думаю, что зрителю будет полезно побывать на обеих выставках. Помимо удовольствия, которое можно получить от удачных работ, ему представится возможность сравнить творчество разных художников из разных регионов.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25112010010601&oldnumber=554