"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (554) от 25.11.2010

Пресс-Клуб

«ТелеПрофи» – для настоящих профессионалов

Светлана ТЕНЕТКО

Прошло не так много дней со времени «Саратовских страданий», а Саратов вновь принимает гостей фестиваля – на этот раз телепрограмм и фильмов «ТелеПрофи». Анатолий Балуев, один из членов жюри, обладатель Гран-при первого фестиваля, считает, что уникальность фестиваля заключается уже в названии. Вынести в название «профи», при всей многочисленности фестивалей, и так нагло и лаконично себя назвать «ТелеПрофи», могли позволить себе только настоящие профессионалы, считает Анатолий Данилович.

Пропустить такое событие в жизни коллег по медийному пространству, пожалуй, было бы, что называется, «неполиткорректно». Корреспондент «Богатея» побывал на пресс-конференции, прошедшей, как и полагается, накануне открытия фестиваля. На вопросы журналистов – как местных СМИ, так и участников фестиваля – отвечали арт-директор Александр Динес и член жюри Анатолий Балуев (Екатеринбург).

Напомним, что фестиваль проводится в Саратове четвертый раз. Правда, последовательность проведения (2001, 2007, 2009 гг.) сразу же вызвала у журналистов вопросы. «У каждого своя последовательность чисел. Таким демократичным проведением фестиваля «ТелеПрофи» мы пытаемся внести свой вклад в развитие чистой математики, – пошутил Динес. – А если серьезно, то фестиваль пока еще молодой, ему трудно по сравнению с другими постоянными фестивалями, которые проводятся десятилетиями: «Кинофорум» в Ялте проходит одиннадцать лет, «ТЕФИ-регион» – 15 лет. У нас, пожалуй, самый молодой из фестивалей в России и он пока еще «устаканивается», поэтому о сроках периодичности пока говорить сложно», – считает арт-директор.

В свою очередь, Анатолий Балуев внес небольшую поправку в ответ г-на Динеса, подчеркнув, что любой стоящий фестиваль (а этот фестиваль, по мнению Балуева, – стоящий) должен проводиться ежегодно и желательно в одни и те же сроки, чтобы все были, что называется, «на стреме», возможно, тогда и круг номинантов будет шире.

Конечно, если фестиваль будет проходить регулярно, то, несомненно, появиться и реальная возможность создать определенный круг участников, которые, в свою очередь, вероятно, и монтирование некоторых работ даже будут подгадывать к нему, не говоря уже о планировании личных и рабочих графиков.

Несмотря на то, что четвертый фестиваль получился немного спонтанным по срокам проведения, все же удалось собрать более 450 работ от 122 телекомпаний из 66 городов, это говорит о том, что интерес к «ТелеПрофи» есть. Конкурс «Телевизионные программы и фильмы» проводится по 15 номинациям, в числе которых: специальный репортаж, развлекательная программа, анимационный фильм, журналистское расследование, информационная программа по культуре, молодежная и детская программ и др.

За время существования фестиваля у него уже сложился свой круг участников. Многие из номинантов приехали в промозглый ноябрьский Саратов с его нелетной погодой, хотя, как выразился Динес, это и не Ялта с ее бархатным сезоном, и не Болдинская осень. Ведь приезжают на фестиваль не за красотами природы, а скорее за возможностью пообщаться между собой, рассчитывая и на «хорошую компанию для общения и интересную программу», а это, согласитесь, большая ответственность для организаторов: создать условия и не обмануть ожидания участников. Правда, на наш взгляд, скучать участникам не придется, судя по насыщенному графику работы фестиваля и продолжительности – всего два дня. За это время пройдут мастер-классы «Принципы рассказа в документальном фильме или телепередаче» режиссера Анатолия Балуева (Екатеринбург), «Монолог ровесника телевидения» заслуженного деятеля искусств России и председателя жюри «ТелеПрофи» Сергея Муратова (Москва), просмотр и обсуждение работ с Ириной Кемарской (Москва).

Пожалуй, тяжелее всего придется членам жюри, ведь отсмотреть и оценить более полусотни работ наряду с проведением мастер-классов и общением с участниками – труд поистине титанический.

Жюри каждого фестиваля выбирает для себя определенные критерии оценок, но все же основными являются высокий профессионализм работы, считает Александр Динес, отвечая на вопросы о том, чем руководствовались члены жюри в своей работе. Традиции и взгляд на работы, заложенные на фестивале, должны передаваться из года в год. Потому, вероятно, и не меняются председатель жюри и отборочная комиссия, поскольку, в противном случае, по мнению арт-директора «ТелеПрофи», будет совершенно другой фестиваль, хотя и с тем же названием.

«Первый фестиваль прошел в 2001 году, второй состоялся в 2007. За эти годы изменилось многое, полностью сменилась команда, которая делала фестиваль, и хотя формально фестиваль ведет отсчет с 2001 года, но традиции того, первого, уже почти утрачены. А вот выбранной линии 2007 года хотелось бы придерживаться и дальше – продолжать традиции классического российского документального кино и художественного вещания, того, что раньше называлось телевидением», – считает Александр Динес.

Исполнительный директор фестиваля Татьяна Зорина, продолжая эту тему, говорит о том, в нашей жизни существует много всего, и порой она кажется противоречивой, стремительной и ненормального в ней больше, чем нормального. Но Сергей Муратов, председатель жюри, очень четко чувствует, что такое норма, то, с чего все начинается. На этом фестивале по тем критериям, по которым отбираются работы, можно сказать, что такое норма.

И Зорина, и Динес обращают внимание на то, что в работах тех, кто оценивает (и Муратова, и Балуева), и в работах тех, кого оценивают, взгляд на мир ни в коем случае не пессимистичный, работы «черные», полные «беспросветной» тоски, вряд ли попадут на конкурс. Всегда должна оставаться хоть слабая искорка надежды, недаром же, по легенде, только надежда осталась в ящике Пандоры.

Анатолий Балуев признался, что сам он не жюрийный человек и ему было бы комфортнее в роли участника, но, тем не менее, причины, по которым он согласился на эту роль, стали любовь к Саратову и арт-директору фестиваля Александру Динесу, которому, судя по всему, он не смог отказать. Еще одним из аргументов в пользу членства в жюри стало то, что Анатолий Данилович обладатель Гран-при первого фестиваля, а это своего рода продолжение традиций, о которых так много говорили на пресс-конференции.

Несмотря на занятость, на 22 ноября все приглашенные «звезды» и ведущие мастер-классов подтвердили свое участие в фестивале, дело оставалось только за малым – летной погодой для Елены Ханги (ну не любит она поезда, что тут поделать). Что касается «звезд», в фестивале, помимо уже упомянутой госпожи Ханги, примут участие Лев Новоженов и Никита Высоцкий.

Завершится фестиваль уже традиционной игрой «Семь шляп», в которой примут участие члены жюри и почетные гости, а участникам представится небольшая возможность попотешаться игроками и таким образом слегка «отыграться» на жюри за несколько дней волнений и переживаний фестиваля. Обычно игра заканчивается творческой встречей с одним из приглашенных актеров, игравших в нее. На нынешнем фестивале зрителям и участникам предстоит общаться (мы не ошиблись – именно общаться) с Никитой Высоцким. Поскольку Никита Владимирович человек не эстрадный и настроен именно на общение, то журналистам и придется подготовиться к встрече очень серьезно.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25112010010432&oldnumber=554