"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 39 (553) от 18.11.2010

Взгляд сквозь форточку

Илья СВЕШНИКОВ

Теплым воскресным днем 14 ноября прохожие центральной части Саратова могли с удивлением для себя обнаружить, что привычный заоконный вид некоторых стареньких домов вдруг чудесным образом преобразился. Вместо занавесок, подоконников, кухонной посуды, цветов и прочей утвари глазам являлись картины чудесных пейзажей: священной рощи, неба с бегущими облаками, а то и просторов необъятной космической пустоты.

Кто из нас не мечтал, чтобы окружающее пространство хотя бы на миг да зажило чудесным образом законами нашего воображения? Каждый из нас когда-нибудь грезил о прыжках на облаках и о полетах в небе. Например, однажды в детстве мне захотелось взглянуть на то, как выглядит мир вверх ногами. Как это – ощущать себя вниз головой? Я вставал на руки, опираясь ногами об стену, или же брал большое зеркало и гулял с ним по квартире, глядя в отражающееся там пространство потолка.

Игра с пространством всегда увлекала не только детей, познающих окружающий мир, но и людей, жаждущих заглянуть за рамки обыденной реальности. Не стала эта тема исключением и для молодой художницы Елены Коровянко. В рамках Саратовского фестиваля архитектуры, дизайна и искусства «Осенний марафон», проводимого Радищевским музеем, Елена представила свой художественный проект «Форточка». В минувшее воскресенье завершился первый из двух запланированных этапов проекта.

С десяти утра в течение нескольких часов на ряде улиц центральной части Саратова были поочередно представлены авторские живописные изображения. На каждом из изображений нарисовано окно с открытой форточкой, за стеклами которого открывается необычный вид. Именно форточка стала центральной частью авторского замысла.

Образ форточки, в честь которой был назван проект, выбран Еленой не случайно. Для автора это интересный и многозначный образ. Образ, можно сказать, архетипический, вызывающий большое количество ассоциаций. С форточкой связано множество различных историй. Форточка может стать удобным спасительным входом или выходом, через нее случаются кражи, в ее проеме любят сидеть кошки, у форточки курят, через нее проветривают помещение. Форточка – связь внутреннего и внешнего пространства, единение личного и общественного. В доме через нее слышно, что происходит на улице, а с улицы слышны звуки, доносящиеся из дома. Форточка, по словам художницы, «самое подходящее отверстие для проникновения в сакральное пространство». Недаром даже на страницах сонников немало отведено толкованию этого образа. Сам же проект для Елены – это «вариант перехода в желанное пространство посредством искусства».

Стоит заметить, что не случайными были и адреса размещения «окон», названные условно «точками». Почти на каждом из домов, где были помещены картины, на стене было место, архитектурно оформленное под окно, однако таковым не ставшее. Именно на таких пространствах по большей части и располагались работы.

Точкой номер один стал дом на улице Киселева, оказавшийся, по иронии судьбы, подпольной распивочной. Сновавшие мимо каждые пять минут любители горячительных напитков особого интереса к происходящему не проявляли. Равно как и жительница «питейного дома», которую, ко всему прочему, явно возмутило появление «художественной делегации». Дама наблюдала за выставкой с порога, нервно покуривая сигарету, видимо, опасаясь чрезмерного внимания к заведению. Однако все это не помешало художнице представить свое первое творение – окно, за которым открывается вид на священную рощу, «символ глубокого подсознания человека», вступая в которую, человек соединяется с божественным внутри себя.

Елена уточнила, что пейзажи за окном, нарисованные на картинах, представляют собой пространства, которые никогда не могли бы оказаться за окнами реальными. Это пространства иного мира, они открывают новые глубины сакрального пространства души человека, а дорогой в них служит все та же самая форточка.

Следующей «точкой» появления волшебного окна стала улица Мичурина. Но и здесь не обошлось без сюрпризов. Дом, построенный более ста лет назад, на котором планировалось разместить «окно», находился под охраной группы быстрого реагирования. Работники ГБР предупредили, что хозяину, выкупившему не так давно этот дом, может очень не понравиться происходящее, будь он на месте, посему посоветовали не рисковать. Однако после непродолжительного разговора упорство участников немногочисленной акции взяло верх над стражниками. На суд прохожих Елена представила свою вторую работу, одну из самых красивых, на которой за живописным окном открывается голубое небо с бегущими облаками. На картине видно, что часть облака влетает через открытую форточку в помещение. Изменчивость облака сродни изменчивости человека. Именно облака призывают человека ощутить постоянное движение жизни, почувствовать ее пульсацию и ритм, ощутить вечность духа и изменчивость материи.

К сожалению, выбранные автором места оказались немноголюдными, особенно в первой половине воскресного дня. Однако немногочисленные прохожие, согласившиеся принять участие в акции и высказать свое мнение по поводу увиденного, по большей части по достоинству оценили авторский замысел. Хотя нашлись и те, кто пожелал увидеть нечто другое, нежели изображения окон, которые «и так есть». Некоторые проходили безучастно мимо, некоторые обходили место действа. Не принесла успеха и попытка проверить восприятие случайных прохожих в более спокойных условиях: участники выставки на время покинули экспонат, оставив его один на один с курсирующими мимо гражданами. Однако никто из «испытуемых» не проявил интереса к художеству. Либо «окна» гармонично вписались в городской интерьер, так что даже периферическое зрение абсолютно не распознало живопись на стенах ветхих строений, либо воскресный сон еще окончательно не покинул сознания саратовцев, а, быть может, интерес к искусству у наших земляков отсутствует как таковой.

На Провиантской, в третьей «точке», «за окном» можно было увидеть и вовсе необычную картину: здесь взору являлась Земля, обозреваемая из космического пространства: безумство масштаба, безграничность и свобода полета. Разве все это не дает человеку творчество? – как бы намекает нам автор.

Единственный ночной пейзаж был представлен на улице Григорьева. Спокойствие и задумчивость ночного неба, манящая космическая бесконечность, расширяющая наше сознание, – все это напоминает нам о нашей сопричастности с мирозданием. И если на картине с небом облако влетело в открытую форточку, то на этом изображении в открытую форточку ярко светит далекая звезда, видимо, напоминающая нам о глубинной духовности в нас самих.

Поставить точку автору идеи предстояло на Первомайской. Гармонично вписавшееся в архитектуру изображение окна открывало перед нами наши же возможности. Сквозь туман за окном виднелись просторы, деревья, небо. «А может быть, за ним ничего и нет?», – говорит автор. Может быть, это нам кажется? И предлагает нам самим поиграть с открывающимся пространством посредством тумана и воображения, заставляя поверить в свои возможности.

Оценили последнюю работу Елены и дети, которые больше других захотели в прямом и переносном смысле прикоснуться к творчеству. Ощупывая поверхность картины своими маленькими пальчиками, будто пытаясь проникнуть в то самое пространство, дети, как никто другой, со свойственной им живостью поставили точку: «Кра-со-та!».

Второй этап проекта художницы стартует 21 ноября в 15 часов в Радищевском музее на улице Первомайской, где откроется выставка живописных окон, а также будут представлены фотографии, видеозаписи и тексты с прошедшей 14 ноября акции.

…Глядя на картины, представленные Еленой в тот воскресный день, невольно вспоминаются строчки из песни Константина Никольского «Мой друг художник и поэт»: «А может быть, разбить окно и окунуться в мир иной?». Несмотря на то, что музыкант подразумевал нечто другое, пространства, представленные на картинах Елены Коровянко, -–это пространства мира иного, мира внутри нас. Вот только разбивать окно, чтобы попасть в них, не нужно. Достаточно лишь открыть форточку…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18112010120434&oldnumber=553