"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 39 (553) от 18.11.2010

Худсовет

В академдраме началась «Паника»

Екатерина БОГДАНОВА

Сегодня академдрама сдает очередную премьеру. Молодой, приглашенный из Москвы, режиссер Юрий Алесин взялся представить саратовским зрителям спектакль по уже снискавшей известность в театральном мире за рубежом пьесе финна Мика Мюллюахо «Паника, или Мужчины на грани нервного срыва». Российским театралам , как ни странно, это произведение практически не известно. Тем приятнее, что просветительскую миссию взял на себя саратовский театр.

В это время года постановка должна выглядеть особенно актуально. А о том, какой ее видит сам режиссер, «Богатей» узнал у Юрия еще до премьеры.

Корр.: Юрий, в Саратове Вы работаете над пьесой для взрослых, но в Вашем багаже очень много спектаклей для детей. Все-таки, к постановкам какого рода больше лежит душа?

Ю. Алесин: Сейчас я считаю себя режиссером детского театра, потому что последние три года работаю для детей. У меня в Москве собственный детский театр, который называется «Будильник», плюс я работаю в двух детских театральных студиях. Параллельно я совмещаю это с работой в профессиональном театре и езжу туда, куда меня позовут. Конечно, за эти три года у меня накопились какие-то планы. И «Паника» – это один из таких долгов, спектакль, который я давно хотел поставить. Павел Руднев, который является переводчиком этой пьесы, сам меня в это дело втянул, пригласил на читку в лабораторию. Пьеса мне очень понравилась. С тех пор она все время крутится у меня в мозгу, и я очень рад, что наконец-то замысел нашел свое воплощение.

Корр.: Я знаю, что по первому образованию Вы актер. Работать по профессии Вам довелось?

Ю. Алесин: Ой, это была какая-то ужасная история. Я изначально не хотел быть актером. Актеры очень зависимы, а я быть зависимым не люблю. Я хочу сам все придумывать, все делать. Но режиссура – это такая профессия, в которую приходят с возрастом. Один год я проработал в театре. И был очень плохим актером.

Корр.: Как состоялось Ваше знакомство с саратовским театром?

Ю. Алесин: По телефону. Мне позвонили, сказали, что хотели бы поставить эту пьесу. Как раз через Павла Руднева мы и нашлись. Пьеса хорошая, ее читают в лабораториях, но при этом как будто не замечают. Я знаю, что уже существует постановка в Питере. Должна была быть еще одна, в Москве, но пока она откладывается.

Корр.: Актерский состав, с которым приходится работать, Вас устраивает?

Ю. Алесин: Устраивает! У меня заняты Александр Кузьмин, Александр Каспаров и Андрей Седов. Актеров мне предложил театр, я сам их не выбирал. Только по одному актеру у нас возникли разногласия, но в итоге я сделал правильный выбор. Сейчас складывается очень хорошее трио, молодое. Я отсмотрел весь репертуар театра – они втроем нигде не работали. Это такая ставка на новый блок, и мне очень интересно, что из этого получится и что даст в итоге театру.

Корр.: Можно сказать, что в постановке будут новые, отличные от замысла драматурга интонации?

Ю. Алесин: Мне кажется, нет. В этом мы совпали с драматургом. Чем хорошо ставить пьесу впервые или во второй раз, так это тем, что ты не обязан все выворачивать наизнанку. Ты можешь посмотреть, что хотел автор, чего хочешь ты, и найти основную линию.

Корр.: Кстати, насчет нервного срыва. Мне всегда казалось, что ему больше подвержены женщины. Разве это не так?

Ю. Алесин: В последнее время у меня складывается впечатление, что мужчины гораздо более нервные, чем женщины. Женщины, наоборот, нас успокаивают, умиротворяют. А мужчины все на нервах, потому что у них сильнее обострено чувство самолюбия. Они более амбициозны и, конечно, хотят, чтобы эти амбиции воплощались в жизнь, и как можно скорее.

Корр.: Какие еще темы затрагивает пьеса?

Ю. Алесин: Самая главная тема – это то одиночество, в которое человек погружается, отгораживаясь от мира. В стремлении к успеху, в стремлении занять какие-то социальные ниши, воплотить свои стремления, он отгораживается от тех, с кем был раньше близок. Здесь, в частности, речь идет о трех друзьях. Когда они встречаются после долгой разлуки, выясняется, что между ними уже стоят такие стены, которые не дают им возможности общаться, подпитываться друг от друга энергией, и от этого они становятся все более и более одинокими. Человек, сам этого не замечая, строит вокруг себя какую-то тюрьму, сам в ней сидит, жалеет сам себя. А иногда достаточно просто открыть дверь.

Корр.: Но в итоге все заканчивается хорошо?

Ю. Алесин: Да, и этим пьеса мне очень нравится. Это большая редкость для современной драматургии. Это значит, что у автора оптимистичная позиция по отношению к жизни.

Корр.: Можно рассчитывать, что Ваша совместная работа с драмтеатром не будет последней?

Ю. Алесин: Если позовут опять, то – конечно. У меня в запасе есть еще три «взрослых» названия, которые я хотел бы реализовать.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18112010115938&oldnumber=553