"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 39 (553) от 18.11.2010

Худсовет

У нас все хорошо

Татьяна РАЙС

Новую ТЮЗовскую премьеру, спектакль по пьесе польской писательницы Дороты Масловской «У нас все хорошо», без каких бы то ни было скидок и умалений можно назвать самым ярким и неоднозначным театральным событием этой осени.

Впервые в Саратове эта постановка была представлена на творческой лаборатории современной драматургии «Четвертая высота» прошедшим летом. И вот теперь спектакль стоит в основном репертуаре ТЮЗа, несомненно его украшая.

За новую постановку взялся немецкий режиссер Георг Жено, уже известный саратовскому зрителю по успешно идущему на сцене Театра юного зрителя спектаклю «Три товарища». Вероятно, именно этот опыт позволил режиссеру безошибочно подобрать актеров для ролей в пьесе. Художественную часть взяла на себя Ольга Бутова.

Пересказать сюжет спектакля довольно непросто, почти невозможно. Начать стоит с того, что в нем все необычно, даже расположение зрителей во время спектакля. Режиссерское решение Жено переместило зрителя со столь привычных им мест в зрительном зале на сцену, на планшет, вокруг которого и располагается мизансцена постановки. Такой режиссерский ход вполне привычен для европейского театра, но у нас в Саратове это смотрится ново и необычно. Расположенные в самом центре сцены на поворотном кругу зрительные места словно бы нарочно делают зрителя более причастным, более близким к тому действу, которое развернется вокруг.

Пьеса Дороты Масловской «У нас все хорошо» – это эклектичное и во многом близкое к абсурдному рассуждение о современной бытности простого человека. Вполне тривиальные бытовые зарисовки, мастерски сведенные в единый сюжет. И хотя место действия пьесы – современная Польша, прекрасно видно, что тот быт, та реальность, которая отражена в постановке, прекрасно ассоциируется практически с любой страной. Герои спектакля: циничная Девочка (Анастасия Бескровная); уставшая от работы и неустроненного домашнего быта, чьей единственной в жизни отдушиной стали глянцевые журналы и просмотр телевизора, Галина (Елена Вовненко); живущая воспоминаниями о своем военном прошлом маразматичная Бабушка в инвалидном кресле (Любовь Кочнева); зацикленная на своей некрасивой внешности беспардонная соседка Божена (Татьяна Чупикова); одинокая несчастная девушка Эдита (Елена Краснова); Режиссер авторского кино (Алексей Чернышев); «звезда» этого кино Моника (Марина Климова); темпераментный Актер – эгоист, наркоман и алкоголик (Алексей Кривега) и гламурная Журналистка (Ирина Протасова). Все это архитипические образы, равноценные и узнаваемые. В спектакле нет как такового главного героя.

Вся постановка смотрится на одном дыхании, она полона великолепных, искрящихся остротами и юмором монологов и диалогов, отлично при этом сыгранных. Планы действия в спектакле постепенно взаимопроникают друг в друга, и Девочка, Мама и Бабушка с легкостью общаются с Актером и Журналисткой в телестудии, ругаются с Режиссером из соседней квартиры, который мешает им своим шумом. Все это происходит вокруг зрителя, заставляя его участвовать в действии и сопереживать персонажам. Действие запутывается все больше и больше, тонкий юмор пьесы понемногу заставляет осознать всю глубокую трагичность показанного нам бытия. И в определенный момент, когда весь свет вокруг гаснет и зрительские места начинают крутиться в полной темноте, приходит понимание, что мы – Смотрящие – тоже персонажи этой пьесы.

А в финале Бабушка вдруг вспомнит первый день войны, бомбежку, рев самолетов над головой и то, что эту бомбежку она не пережила…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18112010115831&oldnumber=553