"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (550) от 21.10.2010

Здоровье

Н.В. Болотова: «Учить детей здоровому образу жизни»

Татьяна РАЙС

Вопрос о здоровом образе жизни сейчас, как говорится, у всех на устах. Особенно актуальна в последнее время стала та его часть, которая затрагивает здоровье детей.

С подачи партии «Единая Россия» в школах Саратова введена программа «Школьное молоко». Комитет по здравоохранению Саратовской области всерьез озабочен созданием детской больницы.

Но не только властные и политические структуры озабочены здоровьем будущего поколения. Есть среди нас и увлеченные энтузиасты-профессионалы. Заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней, детской эндокринологии и диабетологии СГМУ Нина Викторовна Болотова рассказала газете «Богатей» о программе по оздоровлению школьников, которая была разработана на кафедре. Эта программа стала результатом многолетних исследований.

Корр.: Нина Викторовна, расскажите подробнее о проекте.

Н. Болотова: Все занимаются здоровьем школьников. Это сейчас очень модная тема. И совершенно справедливо, что она поднята. Есть специальные научно-исследовательские институты, в частности, наш Центр здоровья детей РАМН, там очень много пишут по этому вопросу. Мы тоже оценивали полностью физическое и половое развитие школьников нескольких саратовских школ, частоту различных заболеваний, характер питания. Увеличивается число детей с пограничными состояниями, со склонностью к ожирению или, наоборот, худых. Также многие школьники находятся в состоянии стресса и перенапряжения.

Дети неправильно питаются, не соблюдают режим дня… Мы считаем, что на первом месте во всех программах оздоровления должно присутствовать обучение здоровому образу жизни. Ребенок должен понимать, что такое правильное питание. Для школьников старших классов актуальны вопросы репродукции и семьи. Поэтому нам кажется, что первое, что нужно сделать по школам, – это проводить такие беседы. И мы это включили в свою программу.

Корр.: Наверняка во многих школах есть подобные уроки…

Н. Болотова: Возможно, я спорить не буду. Наверное, где-то занятия проводятся. Но я знаю большую школу, где учится, например, моя внучка, там это не проводится. То, что многое зависит от директора, – это точно.

Человек не может жить без информации. Первое, что нужно, – это дать ребенку информацию: как надо есть, как надо жить и почему ты должен быть здоров, и отчего ты можешь быть не здоров. В формате обучающих семинаров, лекций, а возможно, и постоянных уроков. Это первая часть в нашей программе, которую мы считаем необходимой.

Вторая часть – это питание. Наши дети – как показывают и наши опросы, и мировые тенденции – питаются кусками, в Макдоналдсе. Поэтому сейчас очень актуальна проблема здорового горячего питания. Действительно, во многих школах есть горячее питание, но это есть далеко не везде и не так уж оно приживается. Однако мы в программе говорим о другом. О том, что, в принципе, что бы человек ни ел, все равно у всех современных людей есть дефициты питания. Не хватает витаминов и минералов. Безусловно, отлично, что «Единая Россия» затеяла программу «Школьное молоко». Да, конечно, в молоке содержится кальций, но все-таки это, в основном, источник энергетический: белки, жиры, углеводы.

Поэтому каждый человек должен получать добавочное питание как источник витаминов, минералов и сбалансированных питательных веществ. Желательно детям в школе давать специализированные напитки. Они разработаны не нами, к сожалению, но ведущими в этой области фирмами. Такой напиток содержит все, что необходимо человеку. Если выпиваешь стакан в день, то получаешь норму витаминов, минералов, кальция, йода, железа – все что положено.

Корр.: Что еще стоит нашим детям подлечить?

Н. Болотова: Третья составляющая программы – это психологический аспект. По полученным результатам исследований контрольной группы из 60 школьников,

80 % испытывают различные страхи, у 63 % выявлены ситуации стресса. У 45 % детей наблюдается функциональная перегрузка, перенапряжение, переходящее в депрессию – у 25 % детей. Да, в школах есть психолог, но он же не в состоянии проводить семинары или психологические разгрузки постоянно. Мы предлагаем поставить в школьные кабинеты аппараты светоритмотерапии. Очень простой в обращении аппарат. Одеваешь очки – и там меняется цвет. Дети очень любят эту методику. Ребенок садится и 10–12 минут смотрит на изменяющийся цветной свет, за этот промежуток времени он значительно успокаивается, снимается состояние возбуждения и стресса. И эти же световые воздействия улучшают зрение.

Еще есть транскорниальная методика. Бегущее импульсно-магнитное поле действует расслабляющее, есть сосудорасширяющий эффект, снимающий головные боли, нормализующий артериальное давление, успокаивающий и гармонизирующий. Эту методику мы используем в лечении ожирения у детей, при задержках полового развития и она же применяется в рамках оздоровления часто болеющих детей.

Вот такая система трехстепенного воздействия – дать школьнику необходимые знания, подкормить и дать ему возможность психологической разгрузки. Эта программа, на наш взгляд, очень рациональна.

Корр.: Какова сейчас судьба этой программы?

Н. Болотова: Пока никакая. Она сделана по результатам наших исследований и, в принципе, мы ее хотели предложить для внедрения в школах, но мы не знаем, куда с ней выйти. Обращались к «Единой России», позвонили в отдел администрации Ленинского района с предложением посмотреть эту программу. В принципе, нас встретили очень неплохо, но показать программу мы так и не смогли, потому что все время некогда, некогда и некогда.

Корр.: Нина Викторовна, конечно, Ваше дело заниматься наукой, но были ли какие-то финансовые расчеты? Какие суммы нужны на реализацию этой программы?

Н. Болотова: Да, конечно, расчеты есть. Один раз закупить в школу аппарат. Он стоит всего 30 или 40 тысяч. Он 20 лет работает. И, например, раз в квартал закупки нескольких коробок специальных смесей. По стакану в день выдавать, пусть даже маленьким. Или взять, к примеру, контингент с нагрузками: 1 и 9–10 классы. Это не те деньги, которые что-то нереальное. Выходы специалистов с лекциями… Сейчас очень модно такое понятие, как волонтерство. Человек идет из побуждений души. Таких волонтеров можно собрать из студентов, для них это замечательная практика.

По данным министерства образования, на первое января 2010 года в городе Саратове функционирует 111 общеобразовательных учреждений. Среди них 80 дневных школ, 10 гимназий с гуманитарной направленностью, 15 лицеев с естественно-научным и техническим профилем и 6 вечерних школ. Всего в школах города учится около 65,5 тысяч детей.

Исходя из финансовых данных, представленных в программе кафедры пропедевтики детский болезней, каждый специалист готов взять на себя труд по проведению лекций, семинаров и обучающих курсов в школах всего за 2000 рублей в месяц. Это самая малорасходная часть бюджета программы. Самой затратной частью является закупка специализированной аппаратуры: аппаратов «АМО-АТОС-Э» и приставки «Цветоритм». Затраты для 10 школ авторы проекта расценивают в 776 тысяч рублей. Простейшая арифметика дает нам результат в 77,6 тысяч рублей для одной школы. И как уже было сказано, – это разовая затрата, а ее полезный эффект измеряется десятилетиями. Такая ли это большая финансовая нагрузка для бюджета муниципальной школы? Вряд ли. К тому же стоит учитывать, что вся рекомендуемая специалистами аппаратура производится не где-нибудь, а у нас в Саратове. Это значит, что налоги с прибыли завода, который выпускает медицинскую аппаратуру, вернутся в городской бюджет.

Затраты на закупку специализированных смесей с заданными свойствами для детей с непереносимостью коровьего молока для 30 детей на 1 год, по расчетам авторов программы, составят 360 тысяч рублей. Это ровно 1000 руб. на ребенка в месяц. Опять же по заверениям госпожи Болотовой, предполагается выдавать подобные напитки не всем детям, а тем, кто в этом действительно нуждается по медицинским показаниям. Впрочем, и всем остальным это, конечно, будет полезно.

Один вопрос остается открытым: в состоянии ли администрация города воспринять новаторские импульсы частных энтузиастов или этот вопрос быстрее решат сами школы и родители школьников на местах, в частном порядке. Министерства области и комитеты Саратова итак уделяют много сил различным проектам. Все они федеральные. Какова же будет судьба инициативы, исходящей не сверху, – пока не ясно.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20102010220402&oldnumber=550