"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 30 (544) от 09.09.2010

Саратов в камне и на холстах

Анатолий СВЕТИКОВ

В этом году городские власти решили провести День города по-новому, о чем уже писала газета «Богатей» (см. № 29 от 2 сентября 2010 г.). Каким образом претворяются замыслы в жизнь, решил узнать корреспондент «Богатея».

Понедельник выдался по-осеннему прохладным, но у памятника Н.Г. Чернышевскому около полудня уже развернулась «экскурсионная палатка».

Ко дню города были разработаны два экскурсионных маршрута: «Исторические и памятные места Саратова» – продолжительностью полтора часа и самый длинный - и «Люди, прославившие Саратов» – короткий, на 40 минут. В роли экскурсоводов выступали студенты СГТУ факультета менеджмента туристического бизнеса. Для многих из них это был первый опыт работы в роли гидов. Второкурсница Ольга Волкова, проводившая экскурсию по маршруту «Люди, прославившие Саратов», отмечает доброжелательность и желание горожан узнать Саратов.

Остановимся немного подробнее на маршруте по историческим местам Саратова, выбранным корреспондентом «Богатея». Оба экскурсионных маршрута, как было сказано выше, начинались от Липок. Вниз по Бабушкиному взвозу, описанному Паустовским в одном из своих произведений, автобус выезжал на улицу Чернышевского, спускался вниз по Волжской, мимо музея Константина Федина, обрисовывая «круг почета» вокруг памятника писателю. И уже по Набережной Космонавтов (бывшей Миллионной) доезжал до Музейной (Гостинной) площади, минуя улицу Лермонтова (Крестовоздвиженскую), объезжая Троицкий собор и оставляя справа областной музей краеведения (дом Устинова) и почти не примечательное здание бывшей Казанской церкви. А ведь мало кому известно, что изначально деревянную, ее вручную перенесли с левого берега Волги, где одно время располагался Саратов, на правый. Позднее, конечно, ее отстроили из камня. Существует даже поверье: если приложить руку к стене Казанской и прочесть «Отче наш», то задуманное желание обязательно сбудется.

Итак, проезжаем мимо Троицкого собора, объединившего в один ансамбль не только две церкви: Успенскую (нижнюю) и Троицкую (верхнюю), но и колокольню, стоящую чуть поодаль от храмовых зданий. Поскольку наша колокольня отклонилась почти на полтора метра от вертикали под влиянием оползней, ее объединили с собором в один архитектурный ансамбль. Далее по Первомайской (Большой Воздвиженской), которая начиналась от угловой Воздвиженской церкви Крестовоздвиженского монастыря и на которой располагалась управа, ведавшая делами ремесленников, доезжаем до площади Петра Столыпина, одного из саратовских губернаторов. Первым электрифицированным домом в годы правления Столыпина стала «многострадальная» ныне гостиница «Россия».

Далее едем мимо дома купца первой гильдии, главы торгового дома, владельца мануфактурных магазинов и сарпиночного промысла Андрея Бендера, поселянина-собственника села Голый Карамыш Камышинского уезда (сейчас здесь располагается администрация Саратова). Свой авторитет и капитал Бендер обрел, главным образом, производством и продажей сарпинки – легкой хлопчатобумажной ткани, очень практичной, добротной, красивой расцветками и рисунками, находившей спрос у самых разных слоев населения. Из сарпинки шили рубашки, платья, блузки, летние сорочки. Но только сарпинкой торговля Бендера не ограничивалась, была и другая мануфактура – красный (суконный) товар, меха, разнообразная одежда. Купец также содержал пошивочные мастерские. Несмотря на постоянно расширяющийся ассортимент товаров в магазинах Бендера, основной статьей его высоких прибылей все же оставалась сарпинка. Насколько изощренные мастера трудились над ее изготовлением, свидетельствует рекламное объявление, печатавшееся саратовскими газетами: «Фабриканты сарпинских тканей «Торговый дом Андрей Бендер с сыновьями» предлагает беспрерывно получаемые выдающиеся новости собственной фабрикации: сарпинки полушелковые и шелковистые, сарпинки фасонированные, тонкие и обыкновенные, сарпинский кашемир, сарпинская чесуча, сарпинское трико, сарпинский тик, сарпинские платки, сарпинские чулочные пряжи. Белье мужское и дамское из сарпинских тканей. Чулки и носки из сарпинской крученой пряжи».

К 1911 году торговый дом Бендера имел оборотный капитал 1,2 миллиона рублей в год, принося 20 процентов прибыли. Держал Бендер 30 приказчиков и 25 кассиров, извозчиков, грузчиков, сторожей. У входа в магазин, занимавший два этажа и имевший четыре выхода на улицу, стояло чучело медведя с лентой, на которой вышито было приветствие покупателям. В 1913 году Бендер начал реконструкцию фасада главного здания, для чего привлек лучших городских специалистов того времени – архитектора В.К. Карпенко и скульптора Н.Г. Волконского. Их усилиями дом обрел вид, сохранившийся почти неизменным до наших дней. Скульптура льва, как символ власти и могущества, украсила фасад здания по личному настоянию хозяина.

На углу улиц Советской и Радищева (Константиновской и Никольской) стоит некогда красивейший особняк (ныне тубдиспансер) солевого магната купца Аносова. Выработка и продажа соли было в то время делом хлопотным и громоздким: нужно было выкупить у казны право на соляную разработку (соледобыча, как и винокурение, считалась высокодоходной и была государственной монополией), нанять артели солеломщиков, организовать их работу, подрядить возчиков на доставку продукта к соляным амбарам, перегрузить соли, обеспечить ее хранение, да и много еще чего.

Вскоре выстроил купец Аносов большую и добротную усадьбу – с фруктовым садом за высоким каменным забором и вместительным красивым домом в стиле русского классицизма: с фронтоном и колоннами по фасаду. Шла здесь настоящая «барская» жизнь с шумными застольями, игрой оркестра, танцами и другими увеселениями. Будто бы и не купец вовсе проживал здесь, а барин-дворянин потомственный.

По Советской мимо известного всем Детского парка (Полтавской площади) и академдрамы выезжаем на Аткарскую, а оттуда рукой подать до вокзала. По Московской, служившей дорогой в столицу, возвращаемся на Театральную (Хлебную) площадь – завершающую наше путешествие по Саратову.

Среди экскурсантов были в основном люди старшего поколения, многие из них неплохо знают историю города, но наш гид Марина Гаврилова открыла и для них новые и подчас незнакомые факты, позволяя иными глазами взглянуть на знакомый город.

«Самое главное в работе гида, – считает Марина, – это быть заинтересованным в том, что ты делаешь, видеть глаза людей. Несмотря на то, что я довольно часто провожу экскурсии, я каждый раз готовлюсь, как в первый раз». Пятикурсница Марина, пожалуй, была одним из самых опытных гидов, экскурсоводом начала работать еще на первом курсе. По признанию Марины, Саратовом она занимается профессионально, поскольку планирует поступление в аспирантуру, Мемориальные доски, которым она уделяла особое внимание в рассказе (одно из направлений ее будущей научной работы), по мнению девушки, – своеобразные путеводители по городу. Подобные экскурсии очень нужны городу – считают и студенты СГТУ, и жители. К сожалению, в рядах экскурсантов в этот день было очень мало молодежи, возможно, потому, что многие из них еще были на занятиях.

На такой вот оптимистичной и радостной ноте о замечательном начинании хотелось бы закончить рассказ, но, увы, не обошлось без ложки дегтя. Работа гидов была выше всяких похвал, а вот средства передвижения оставляли желать лучшего. Городские автобусы, прямо скажем, мало приспособлены для такого рода поездок, к тому же нам «крупно повезло» с машиной, которая ревела, как медведь, взбираясь вверх по улицам, заглушая голос гида, работавшего без микрофона, а вернее мегафона, которыми обеспечило экскурсоводов управление по культуре. По словам Марины, хотя она почти сорвала голос, но работать с мегафоном – значит потерять контакт с группой, который очень важен для экскурсовода.

Продолжает тему старого Саратова выставка пастелей

В. Дьяконова, открывшаяся в Культурном центре имени П.А. Столыпина на ул. Первомайской. Пастели Дьяконова очень напоминают эскизы к театральным декорациям, воссоздавая вид первых театров: театр Очкина, театр кукол, и давая возможность увидеть соборы, фонтаны такими, какими они были много лет назад и какими мы уже вряд ли где-то сможем их увидеть. Как нам рассказали в Центре, в первые дни работы выставки к ней стали проявили интерес не только живущие поблизости горожане, но и молодежь. Автор работ предложил помощь сотрудникам Центра в проведении с помощью его картин «экскурсии» по театральной жизни старого Саратова для организованных групп.

Поклонников портретной живописи ждут на выставке «Художники – городу» в Доме работников искусств на ул. Комсомольской. По словам Ларисы Поповой, заведующей сектором по работе с творческими союзами, в наши дни портретная живопись сдает свои позиции, уступая место пейзажам. В небольшом зале выставлено чуть более десятка портретов – как молодых художников, так и более зрелых, создающих некую преемственность поколений между учеником и учителем.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9092010005114&oldnumber=544