"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 30 (544) от 09.09.2010

Худсовет

Маэстро импровизации

Светлана ТЕНЕТКО

Сентябрь – месяц начала новых концертных и театральных сезонов. Лидером в этом списке стал XIX Международный органный фестиваль, завоевавший заслуженную популярность у саратовских любителей органной

(и не только) музыки. Организаторы фестиваля преподнесли зрителям нам поистине королевский подарок: впервые на саратовской сцене выступал профессор Версальской консерватории, талантливый органист, пианист и бесподобный импровизатор Францис Видил с программой, название которой говорит само за себя «И классика, и импровизация».

Газета «Богатей» старалась как можно полнее освещать события органного фестиваля прошлого сезона: мы знакомили читателей не только с новыми именами, порой неизвестными у нас, но и с новыми произведениями, довольно редко исполняющимися на российской сцене. Почти каждый из выступавших музыкантов, помимо известной доброй классики, привозил частичку своей страны и знакомил саратовцев с малоизвестными у нас зарубежными композиторами.

Первое отделение концерта Франциса Видила было полностью классическим; в нем прозвучали пьесы современника Баха Луи Маршана «Большой диалог», легкие, утонченно-светские пьесы Франсуа Куперена, названные по органным регистрам «Крумхорн» и «Терция». А вот закончил классическую часть месье Видил «Ноктюрном», «Полонезом» и «Прелюдией» Фредерика Шопена, ставшего, по мнению органиста, своими для французов. Казалось бы, саратовцев, после божественного исполнения Мирославом Култышевым Шопена на Х фестивале Генриха Нейгауза (см. «Богатей» № 10 (524) от 18.03.2010 «Высокая нота Х-го Нейгаузовского»), уже трудно чем-то удивить, и эти произведения великого поляка не часто услышишь в органном исполнении. Орган придал больше торжественности и наполнил новыми красками и фактурой уже знакомые произведения.

По словам маэстро Видила, классические произведения – своего рода презентация, знакомство публики с новым исполнителем, а вот второе отделение – сплошная импровизация, рождающаяся на глазах у зрителей.

Встретившись накануне концерта с Францисом Видилом, мы не удержались от вопроса: каким образом ему удается совмещать игру на столь разных инструментах. «Вы ведь можете правой рукой что-то писать, левой например, взять чашку, ногой отогнать собаку… Человек может совмещать несколько дел одновременно. Так почему же он не может играть? Это возможно», – уверяет Францис.

В это публика могла убедиться воочию во втором отделении концерта. Предваряя выступление, Францис сказал, что импровизация - «это то, что объединяет нас с Богом, потому что она позволяет в любую минуту что-то изменить». Маэстро Видил предложил зрителям совершить небольшую прогулку, переходя от одного инструмента к другому, заимствуя язык уже известных нам инструментов, изменяя его и создавая новую музыку. Из смешения современной и старинной музыки рождаются сюрпризы, как в любом путешествии. Один небольшой музыкальный мирок сосредоточился вокруг органа – рояль, труба, челеста (специально по этому поводу привезенная из оперного театра), чаймс и китайский там-там (гонг), второй рояль выехал на авансцену, став на время солирующим инструментом, давшим возможность оценить игру Видила не только как органиста, но и великолепного пианиста. Весьма сложно было выбрать для себя, что же больше привлекает в этом невероятном миксе – звучание миниатюрного оркестра или фортепианное соло. В конце импровизации прозвучала тема своего рода «русский бренда» – «Очи черные», начатая на рояле и продолженная «человеком-оркестром» уже у органа.

Францис не первый раз в России. Он гастролировал в Москве, Санкт-Петербурге и Петрозаводске. Наконец, и Саратову посчастливилось познакомиться с этим удивительным музыкантом и человеком. Помимо вечернего концерта 1 сентября, у Франциса Видила накануне состоялось выступление со сводным хором детской школы искусств № 8 Заводского района на юбилейном X-м благотворительном концерте для воспитанников детских домов области «Франция глазами детей».

По мнению нашего гостя, уровень подготовки учеников музыкальной школы ничем не уступает европейскому, а вот взаимоотношения педагогов и учеников больше напоминают отношения старших братьев и сестер с младшими, а не строгих родителей и детей, что дает больше возможности для развития творческой личности. К сожалению, маэстро не удалось побывать на занятиях студентов-пианистов, но те репетиции студентов разных факультетов, которые услышал, находясь в стенах консерватории, говорят о высоком профессиональном уровне подготовки русской музыкальной школы, подчеркнул Францис в разговоре с корреспондентом «Богатея». Мастер импровизации, Видил считает, что она уже изначально живет в глубине русской души, потому что русские способны очень эмоционально, остро и внезапно реагировать и выражать свои чувства радости, любви, страха. Импровизация просто предназначена для русских, подытожил Францис.

Как истинный француз и настоящий мужчина, ценящий женскую красоту, Францис отметил, что наши милые дамы, которых он встречал, одеты очень и очень красиво в повседневной жизни, в отличие от европеек и американок. Саратовские красотки настолько понравились Францису, что он, как утверждает маэстро, даже был готов одну из них прихватить с собой во Францию.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9092010005014&oldnumber=544