"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 30 (544) от 09.09.2010

Вернисаж

Вместо слова из трех букв

Екатерина БОГДАНОВА

Какое восклицание напрашивается на язык русского человека при виде эдакого? Некоторые из проходящих в ближайший месяц мимо Дома Павла Кузнецова, без сомнения, вспомнят многие слова великого и могучего, состоящие из трех букв, и … правильно сделают! Частично снаружи и полностью изнутри дом-музей стараниями москвича Леонида Петрушина временно превратился в ДОМСАД и ДОМДАР или, если угодно, – Дом-текст.

В общем, слов от увиденного мало – одни эмоции. «Геометрическая фонетика» Леонида Петрушина, открывшаяся на днях в филиале Радищевского музея, позиционируется как часть масштабной серии графических триптихов «Кинетические объекты», над которой уже давно трудится московский художник (в свое время, кстати, эти работы можно было увидеть в самом музее имени Радищева). Дом Павла Кузнецова, в свою очередь, пригласил мастера к сотрудничеству в рамках давнего выставочного проекта музея «Дом-текст», призванного «привлечь внимание власти Саратова к состоянию и деятельности» филиала.

Кстати, до власти руки у создателей выставки так и не дошли: получить официальное разрешение городских чиновников на то, чтобы затянуть фасад соседствующего с домом-музеем строения огромным баннером, они попросту не успели. А жаль. Ведь, тогда жалкое состояние жилого дома, в котором до сих пор, на свой страх и риск, обитают семьи, было бы надежно скрыто от посторонних глаз. Таким образом без особых затрат облик аварийного Саратова мог бы полностью измениться. Тем более что сам Петрушин хоть сейчас готов предоставить в распоряжение местных властей плоды своего творчества сколь угодно большой величины: все-таки теперь тиражирование его эскизов – труд машинный, а раньше, когда все только начиналось, над расцвечиванием огромных букв приходилось кропотливо работать вручную. Со своей стороны, сотрудники дома-музея не теряют надежды на то, что когда-нибудь пресловутое разрешение ими будет получено, и проект осуществится в том виде, в каком и был задуман. А может, случится и вовсе что-то невероятное – чиновники, наконец, расселят ежедневно рискующих жизнями людей, и музей сможет приступить к созданию в примыкающем к нему здании художественной галереи.

Все это и кое-что еще можно было услышать на церемонии открытия выставки. Торжественная часть, между прочим, подзадержалась, но по уважительным причинам – прямо на траве выкладывался макет слова «СТЕПЬ». Уже под конец собравшиеся на церемонию открытия гости были приглашены лично поучаствовать в создании арт-объекта, а именно – коллективно засыпать трафаретные контуры цветным керамзитом, а потом даже «походить по степи». Слово из пяти букв решил вписать в экспозицию другой филолог и журналист – Игорь Гришин.

«Идея новой серии выросла из особенности русского языка – большого количества слов, состоящих из трех букв», – утверждает искусствовед Елена Слухаева. А словом, с которого все началось, было – БОГ. Собственно, именно с него и выстроена основная цепочка слов БОГБЕСВЕКБАЛЭРА. Слухаева предлагает считывать этот словарный набор в следующей последовательности: геометрия-пластика-движение-шрифт-шифр. То же можно посоветовать зрителям, знакомым с французским языком. Как признался сам художник, баннер с короткими словами на французском, затянувший веранду дома-музея, – его любимый. «Деревянная резьба сочетается с геометрией, – объяснил Леонид. – Я очень доволен, что здесь такое возможно было осуществить».

Словесными образами Петрушин увлекся недавно, но они, как и его кинетические формы, выполнены в черно-белом стиле, вырастая из работ карандашом. Отличие получившихся арт-объектов от привычного письма в том, что здесь все наоборот: не черным по белому, а белым по черному. Черные выемки контуров букв складываются в геометрический узор из квадратов, прямоугольников, треугольников и прочих фигур, больше напоминающих строительный материал из игры «Тетрис». С одной стороны, все вроде бы понятно, зато с другой – загадочно и многопланово, каким и подобает быть свежеизобретенному геометрическому языку. Тем более, что, как считает Елена Слухаева, этот язык достаточно универсален для того, чтобы объединить сразу несколько видов искусств.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9092010004534&oldnumber=544