"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 30 (544) от 09.09.2010

Вернисаж

Околорадости

Анатолий СВЕТИКОВ

С 25 августа в Доме-музее Павла Кузнецова работает выставка живописных работ Игоря Ролдугина и Сергея Левитова «ДВАКО». Необычное название выставки работники музея определяют так: «Одна КОмпания, ДВА КОлорита и т. д. Поэтому «два» и «ко» – «Два Ко».

Можно сказать, что оба художника стали уже не гостями, а добрыми друзьями Саратова. Достаточно вспомнить их работы на мини-выставке прошлогоднего фестиваля кинодокументалистики «Саратовские страдания», чтобы запомнить и уже никогда не спутать с другими. Работы художников узнаваемы своей неповторимостью мышления, воплощенном на холсте. В Кузнецовском музее можно увидеть наряду с работами, выставленными на кинофестивале, совершенно новые.

Причем под работами вы не увидите табличек с названием; возможно, это некая авторская «фишка». Например, картина с одиноко стоящим деревом С. Левитова условно называется «Лев Толстой, как дерево». С другой стороны, каждый, кто видит эти работы, может выбрать для себя название в соответствии с собственными ассоциациями. Огромный розовый торт вызывает в памяти «Алису в Стране Чудес» Кэрролла, одна из картин «кинематографической серии» кому-то напомнит «Сто лет одиночества» Маркеса. На их полотнах часто можно увидеть летящий, плывущий, едущий на повозке сказочный город, как у Свифта или Гоголя; по-южному округлые, яркие и смачные полотна Ролдугина напоминают спелые сочные украинские яблоки.

Мансарда Кузнецовского музея предстала перед корреспондентом «Богатея» как мастерская художника. Можно сказать, что мы туда очень удачно зашли, застав Игоря Ролдугина за работой над очередным полотном. «Если меня совместить с Хуаном Миро, то получится Сальвадор Дали», – то ли в шутку, то ли всерьез говорит Игорь о влиянии Миро на свое творчество. Так ли это на самом деле, саратовцы смогут видеть в галерее «Братислава».

Саратов для Игоря Ролдугина город особенный, в котором рождаются идеи и в котором можно найти понимание у людей на уровне этой самой идеи. Например, «почему птицы для высиживания птенцов прилетают с юга к нам? Потому что наши места относительно безопасны для высиживания потомства – считает художник. – Так и Саратов – город, в котором идея может быть «высижена» в относительной безопасности».

Идеи для создания нового полотна Ролдугин находит, можно сказать, на каждом шагу. После прочтения Фихте родилась картина «Я и не Я». А вот для того, чтобы плотно действительно удалось и приносило радость от самого процесса художнику, по мнению Игоря, нужно в этот момент быть свободным от всего: от желания, денег, известности, славы, а самое главное – от давления «заказа». Потому что, «приобретая картины, люди покупают у художника частичку этой свободы», – считает Ролдугин.

Но не только картинами была интересна эта выставка. Ролдугин предстал перед нами еще и как режиссер – мультфильм «Околоколоменское» по рассказу В. Сорокина, который демонстрировался автором тут же, вполне возможно, саратовцы смогут увидеть на «Саратовских страданиях» в этом году. В мультике, очень напомнившем по настроению и стилю довольно известные экранизации сказок Бориса Шергина и Степана Писахова «Смех и горе у Бела моря», «Про медведя», «Морожены песни», «Перепилиха», «Апельсин» и др., использованы рисунки детей изостудии при Музее коломенской пастилы, а также графика Полины и Игоря Стрелковых. Ну а действие разворачивается как раз на одном из сказочных кораблей Ролдугина, которые пока еще можно увидеть в стенах музея.

«В небе ангелы, в саду антоновка, в огороде бузина… Хороших людей тут пастилой кормят, к счастию приучают. Так и живут тут люди», – на наш взгляд, эти строчки из мультфильма Игоря Ролдугина «Околоколомеское» наиболее верно отражают впечатление, которое уносишь с собой с выставки.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=9092010003406&oldnumber=544