"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 28 (542) от 26.08.2010

Проблема

В поисках государства

Юрий ЧЕРНЫШОВ

В конце июня замминистра культуры РФ Андрей Бусыгин сообщил, что его ведомством завершены проверки фондов музеев, по результатам подготовлен доклад президенту и в сентябре итоги проверки будут опубликованы. По словам Бусыгина, сами музеи сейчас начинают уделять больше внимания системам охраны музейных фондов. Начались маркировки экспонатов, чтобы их можно было распознать. Решение о комплексной проверке было принято, похоже, потому, что, говоря простым языком, «жареный петух клюнул».

В 2006 году из Эрмитажа были похищены музейные предметы на общую сумму свыше 143 млн рублей. Похитителями оказались хранительница музейных ценностей Лариса Завадская и ее муж Николай Завадский, похитившие 75 предметов. Всего же не установлено местонахождение 190 похищенных предметов.

Понятно, что и проверки, и маркировки экспонатов коснулись, естественно, государственных музеев и государственных исторических ценностей. То есть той сферы, где положение находится под достаточно строгим контролем. И такой контроль постоянно усиливается современными техническими средствами. Например, за восстановлением Покровской башни Псковского кремля, которая сама даже не содержит музейных экспонатов, можно теперь следить круглосуточно по интернету (http://www.pskov.ru/press-tsentr/media/webcams). Великолепно! Ну так то – Псков! Наверное, любой крупный музей, и не только в Пскове, находится под серьезной защитой.

«Филькины грамоты» государства

Каково же состояние музеев и исторических ценностей меньшего, не государственного, так сказать, ранга, особенно так называемых общественных, по-настоящему народных музеев, музеев предприятий, учебных заведений, школ?

А вот ими, похоже, никто не занимается не только на федеральном, но и на региональном уровне. Может быть, блестяще обстоят дела с их сбережением и обеспечением безопасности? Или экспонаты этих музеев не представляют никакой ценности? Недавно опубликованные в газете «Богатей» материалы по разорению музея истории трамвайно-троллейбусного управления города Саратова (случай, кстати, не единственный) показывают, что важное дело «собирания камней» может завершиться форменным безобразным разорением и уничтожением целых пластов нашей истории, за что не известно кого и привлекать к ответственности. Разве что публично осудить факт, да безымянно пристыдить. Понятно, что современным варварам такая «кара» – что с гуся вода.

Одной из целей эколого-краеведческих экспедиций, проведенных под эгидой «Союза юных экологов Саратовской области» летом этого года по рекам Терешка и Хопер, был мониторинг состояния как исторических ценностей, так и, отчасти, музейного дела на маршрутах экспедиций, особенно – в самых первичных звеньях – школах и райцентрах.

Село Куракино, бывшее имение бриллиантового князя Александра Борисовича Куракина, друга императора Павла I, что находится в верховье Хопра недалеко от райцентра Сердобск, все еще привлекает туристов. Турист здесь бывает в основном «дикий»: либо начинающий отсюда водный поход по реке Хопер, либо очень настырный любитель старины, приезжающий сюда целыми семьями или компанией на автомобиле. Ветшающие год от года остовы дворца князя и величественной церкви – и сейчас еще являют собой прекрасные образцы мастерства архитекторов и строителей, и для любителей фотографии представляют множество возможностей запечатлеть некогда прихоперское чудо, «поместный Парфенон». Впечатляет и заброшенный парк – заповедный памятник природы. Неподалеку находится и памятник археологии – городище Еврейка – три поселения эпохи бронзы.

Но еще больше впечатляют два главных сооружения (дворец и церковь), когда знакомишься хотя бы бегло с историей их создания, а также с легендами и мифами, окутавшими эти сооружения. Так, помпезность дворца, вознесшегося над речкой Сердобой, сопровождает версия, что он был построен князем не без тайной надежды, что дворец посетит его друг – наследник российского престола Павел, либо царствующая императрица Екатерина II. Да мало ли чего интересного мог еще узнать турист, если бы… было от кого это услышать. Рядом с Куракино – райцентр Сердобск, в котором есть государственный краеведческий музей с четырьмя, вроде бы, сотрудниками. Однако ни о каких организованных экскурсиях в Куракино даже слышать не приходилось. И тем более ничто не свидетельствует о том, что дворцово-парковый ансамбль князей Куракиных находится на государственной охране, согласно постановлению Совмина РФ от 30.08.1960 (!) г. за № 1372. Постановление это, конечно, никто не отменял. И с государственной охраны, тем самым, исторический объект не снимал. Но фактически правительственное постановление сегодня есть что-то вроде «филькиной грамоты». Но даже и она, хотя бы в виде простой таблички на стенах дворца и церкви, отсутствует.

Что имеем, как храним?

Для посещающих дворец князя Куракина самодеятельных туристов единственным источником знания о дворце и о тех далеких временах, когда он только строился, является, тем не менее, …музей. Общественный школьный музей и его добровольный ангел-хранитель – учительница истории Нина Михайловна. Благодаря учительнице и музею даже мальчишки, играющие внутри остова церкви, знают что-то о Куракине и истории дворца, а значит, и знатном куске истории страны. С их помощью и находим учительницу-директора музея. «Да вон ее дом, зеленый», – показывают они нам, не выходя из церкви.

Школа на ремонте, но Нина Михайловна согласилась показать музейную коллекцию. Как почти во всех подобных общественных музеях, экспонаты собраны в одной небольшой комнате, явно недостаточной для собранных материалов. Каждый год проводится День музея, и жители пополняют его коллекции новыми экспонатами. Конечно, трудно в маленьком помещении выделить отдельно организованные экспозиции – здесь уголок быта куракинских и более поздних времен соседствует с уголком, экспонирующим предметы труда, а тот перетекает в экспозицию музыкальных инструментов, рядом с которым располагаются стенды с материалами, посвященными Великой Отечественной войне. Словом, тут все – рядом. А может, это и к лучшему – не чувствуется разрыва времен. Хотя эта нераздельность и подсказывает роль, которую мог бы сыграть государственный музей в формировании общественного школьного музея. Эта роль могла бы проявиться в оказании как методической помощи, так и непосредственно в музейном деле – составлении описи и классификации, а также в оценке экспонатов. Ведь какие-то из них могут представлять собой большую редкость и стоит задуматься об их сохранности. Такое внимание к школьным музеям со стороны музеев государственных могло само по себе способствовать развитию школьных.

Воображение рисует и такую картину, что федеральные власти озаботились сбережением истории не только на уровне воссоздания великих сооружений и храмов, но на глубинном, «поместном» уровне. И поняло, что, кроме сельских учителей истории, библиотекарей да тончайшего слоя сельской интеллигенции, другой опоры у них нет. Тогда напрашиваются и конкретные действия: усилить финансовую поддержку инициативам и начинаниям по созданию местных общественных музеев. Может, даже и штатную единицу смотрителя ввести в таких школах. Сегодня такая мера – соединение усилий местной интеллигенции по сохранению истории родного края (да только ли края?) с пресловутыми обязательствами государства по сохранению исторического наследия (на каких только руинах не приходится встречать охранные «филькины» грамоты!) – видится единственной реально возможной.

Пока же дело обстоит из рук вон скверно. Печальная в целом демографическая ситуация для деревни оборачивается просто катастрофой. За последние годы численность учеников снизилась вдвое – с 260 до 130. Власти заговорили о ликвидации школы (некогда рассчитанной на 600 человек) и объединении ее с каким-либо ближайшим селом. Последствия такого шага очевидны: исчезновение той самой тончайшей прослойки интеллигенции, на которой еще держится история глубинной России, и окончательное забвение этой истории. Музейные же экспонаты, в лучшем случае, рассеются по другим музеям, в худшем – канут в неизвестность. В любом случае, история местности для населения канет в Лету вместе с ее хранителем. Надо ли напоминать известное выражение одного из фашистских лидеров о судьбе нации, забывшей свою историю, через два поколения?

Подсознательное опасение такой участи приводит, однако, и обратному эффекту. Вся история в таких случаях начинает представляться историей Великой Отечественной войны, и экспозиции общественных музеев, особенно школьных, большей частью формируются как экспозиции, посвященные этому периоду. Вся же остальная история местности, а именно эта часть жизни особенно интересна, представляется довольно скупо. Особенно велик соблазн отразить воинскую доблесть в местах, где есть свои герои в ранге общенациональных. Контраст подходов участники экспедиции воочию наблюдали в двух соседних саратовских селах (названия сел, по понятным соображениям безопасности, в статье не приводятся). Одно из них славно происхождением героя, ставшего всесоюзно известным и вошедшего в учебники истории. Другое, на противоположным берегу реки, такой честью не отмечено. Но именно в нем школьный музей поражает редким обилием экспонатов, отражающих быт населения. Именно здесь достигается наибольшая глубина погружения в историю края. На беду, село находится на грани демографической катастрофы: школа в нем, как и в пензенском Куракино, может быть закрыта. Село же, лишенное центра культурной жизни (а таковой сегодня является школа), скорее всего, зачахнет. Судьба же музея и в этом случае выглядит совершенно неопределенной. Хорошо еще, если его ценности примет именитый сосед. Но уже сейчас, в предвидении возможной неприятной ситуации, областным органам культуры (не знаю, отнести ли к причастным министерство культуры или областной музей краеведения) следовало бы взять под опеку этот музей. Что делать – ясно: помочь оценить фонды и провести маркировку экспонатов, по примеру того, как это сделано (делается?) в государственных музеях. Пояснительную записку с изложением соображений по поводу ситуации с данным конкретным случаем «Союз юных экологов Саратовской области» направил в министерство культуры Саратовской области.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26082010021157&oldnumber=542