"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 28 (542) от 26.08.2010

Очевидец

Жаркое лето – 2010

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Лето 2010 года должно стать нам хорошим уроком, как это ни безжалостно звучит. И дело не только в пожарах, охвативших огромную территорию центральной части страны. В прошлом году, оказывается, лес выгорел на площади, на 40 процентов превышающей нынешние гари. Но тогда пожары бушевали за Уралом, а для московских властителей то, будто бы, уже и не Россия. А как подступил огонь к столице, да к ядерным и военным центрам и базам (а кое-что и уничтожил), так тут же поползли слушочки о некоем климатическом оружии. Мол, все наши беды – от зарубежных «друзей», да от их советов и советников.

(Продолжение. Начало см. В №№ 25(539)–27(541)

Вот и «интегрированное управление водными ресурсами» звучит как-то не по-нашенски, хоть и произносится по-русски. А уж в подлиннике – не приведи Господи: Integrated Water Resources Management (IWRM)! Как бы ни стать нам жертвой какого-нибудь коварства…

Однако, надо сказать, занятия на курсах проводили исключительно российские преподаватели, или, по терминологии семинара, – тренеры. Ведущим руководителем и организатором всего процесса был Владимир Борисов, доцент кафедры зоологии и экологии животных Псковского госуниверситета, к основам ИУВР (IWRM) участников приобщала Марина Аршинова, старший научный сотрудник географического факультета МГУ, тренинги по циклу тем, связанных с управлением конфликтами, психотехникой, анализом ситуаций и планированием действий, проводили Сергей Костарев, председатель правления некоммерческого партнерства «Экологический комитет ОМСК» и Елена Колпакова, координатор движения «Поможем реке» из Нижнего Новгорода. Все наши люди.

Что нам стоит дом построить…

То есть курс занятий был абсолютно адаптирован к российским реалиям и не являлся чем-то недоступным для повторения на любом региональном уровне. Более того, как выявилось в ходе занятий, способы анализа ситуаций и проблем достаточно хорошо, а кое-что и давно, известны всем педагогам высшей школы, занимающимися проблемами менеджмента. Скажем, инструменты анализа, обозначаемые в учебных дисциплинах как SMART-задачи и SWOT-анализ, а также прием брейншторминг («мозговой штурм») стали уже обязательными дисциплинами, кажется, любого курса менеджмента, скажем, в нашем ПАГСе.

Основная техническая особенность тренингов – использование визуальных способов подачи информации. Опора на зрение – гораздо большая, чем на речевое воздействие или тексты. Как можно больше работать с картинками, как можно больше рисовать, начиная с представления участников. Вы пробовали нарисовать себя? Не стесняясь и не скрывая своих особенностей? Это не так-то просто, но служит хорошей тренировкой перед дальнейшими упражнениями. У вас в области есть проблемная речка? В Саратовской – Хопер? Представьте ее участникам курсов. В картинках. То есть – изобразите ее на листе ватмана со всеми ее особенностями. Хотите – просто линией, лучше – синей. А лучше – широкой полосой, чтобы можно было показать особенности вашего водного ресурса – заросшие места, искусственные и естественные препятствия. Теперь отметьте картинками места водопользования. Если это водопой, то изобразите коров или хотя бы одну ее морду. Чтобы никто ваше художество не спутал с собачьей мордой, можно рядом написать «му-у-у». Трубу с выливающейся грязной жидкостью – как позволит фантазия. В общем, на листе ватмана надо «нарисовать представление» о своей реке как об экосистеме, нарисовать главные ее проблемы, нарисовать (!) пути их решения, отобразить водопользователей (стейкхолдеров) и взаимодействия между ними. И так на всем протяжении курсов! Иногда, когда задача казалась простой, а ответы – очевидными, рисование представлялось излишним. Но избыточность усилий окупалась более прочным запоминанием, да и некоторые вещи при таком способе изложения становились-таки самому понятнее. Одолев «рисованием» все изначально требуемое, вы и сами придете к простым, но важным выводам, которые затем вам еще изложат уже в форме лекции: интересы человека, экономика и природа не имеют приоритетов друг перед другом – они одноуровневые. И еще: пользователем водного ресурса, стейкхолдером является и сама природа! Более того, она – самая страдающая из всех водопользователей. Эти и еще несколько столь же простых, но далеко не очевидных выводов лежат в основе всего курса ИУВР.

Когда русские не сдаются

Объем учебного материала, очевидно, выходит за рамки усвоения в обычном, «студенческом» режиме. Но здесь был выбран очень жесткий ритм тренингов – ни минуты передышки с 9 утра и до 18 (случалось и позже), кроме перерывов на кофе и обед. Все участники были разбиты на группы, и если у кого-то в процессе интеллектуальной гонки отказывало соображение, группа продолжала решать очередную задачу (рисовать или формировать набор решений на цветных карточках). Формирование группы – довольно тонкий процесс, он всецело в руках тренеров. Они же стараются учесть три, по меньшей мере, особенности: психологическую совместимость членов группы, представительство в ней различных социальных групп (власть, бизнес, общественники) и близость исходных предъявлений своих водных объектов. Такая методика формирования группы способствует формированию группового, коллективного подхода к решению проблем, прививает навык решения конфликтов, неизбежных при наличии очень разных интересов пользователей водных ресурсов.

Заканчивалось решение очередной задачи тем, что карточки или нарисованный лист прикладывались к специальному настенному планшету (карточки и листы прилипали к нему как к магниту), после чего следовал короткий доклад каждой группы. Обсуждений, как правило, почти не проводилось. Только изложение мнений и…дальше, дальше. Но, в общем, технология вполне доступна для освоения и широкого внедрения на всех уровнях, где к экологии относятся хотя бы со вниманием.

После особенно трудоемких заданий все стены помещения, где шли занятия, казались увешанными разноцветными коврами от пола и почти до потолка. Да и вообще, весь процесс творчества представлял живописную картину. Время курсов совпало с периодом, когда в Россию пришло настоящее «Лето–2010» и начались первые пожары в Нижегородской области. На псковщине до этого дело не дошло, но 35 и выше градусов жары при высокой влажности давали себя знать. Не спасали ни близость к Чудскому озеру, куда участники перебрались во вторую неделю занятий, ни два вентилятора, которые непрерывно на максимальном режиме обдували столы. Кто-то со своим рисованием просто переместился… на пол и творил художества, сидя в тюркской позе или стоя на коленях и уткнувшись носом в лист. Такую живописную картину застал прибывший к окончанию курсов представитель голландской организации Мильеконтакт Интернешнл Рини Хейдендаел (Riny Heijdendael), или просто Рини. Оглядевшись и попросив прерваться на несколько минут, он выразил удивление тем, что, невзирая на невыносимую жару, участники проделали такую большую, по его мнению, работу. И тогда кто-то, почти не отрываясь от своих художеств, произнес «Русские не сдаются!».

Таков вот лейтмотивчик, сопровождавший все занятия, и которого до времени не замечали сами участники. Осталось рассказать, чем же завершились курсы, ставшие в силу форс-мажорных, то есть непреодолимых трудностей, испытанием в русском духе. А завершились они предъявлением реальных, но и весьма забавных групповых дипломных проектов и, похоже, еще раз удивили Рини необузданной фантазией выпускников. Во всяком случае, это было самое веселое занятие.

(Продолжение следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26082010020810&oldnumber=542