"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 28 (542) от 26.08.2010

Угол Зрения

Тень на плетень, или Сколько стоят права человека

Александр НИКИТИН

Статья Александра Климова поднимает очень острую и больную тему: полнота прав и свобод, на которые имеет право террорист. Можно ли лицо, подозреваемое в подготовке или в совершении террористического акта, только в силу опасности его личности и в целях превентивной защиты спокойствия обывателей арестовывать в упрощенном порядке, пытать и содержать в тюрьмах. Еще совсем недавно во всех цивилизованных странах по этой проблеме шли острые дискуссии. К единому мнению мировое сообщество пока так и не пришло. Поэтому сегодня решать: применять ли пытки к террористам, подготовившим, например, взрыв атомной бомбы либо масштабную техногенную катастрофу, в которых неизбежно погибнут или станут калеками сотни тысяч людей, необходимо каждой суверенной стране самостоятельно. Александр Климов считает, что пытать нельзя ни при каких условиях, лучше пусть погибнут миллионы, но личность террориста неприкосновенна. У меня такой однозначной убежденности нет.

В этой же плоскости лежит проблема так называемых «тайных американских тюрем ЦРУ». Однако тайность этих тюрем весьма и весьма условна. Как известно, такие «тюрьмы» располагались, в частности, на территории стран Восточной Европы – в Польше и Румынии, где под них использовали следственные изоляторы спецслужб. В Марокко в этом качестве использовалась тюрьма «Аль-Тамара», в Египте тюрьма «Мулхак аль-Мазра» и штаб-квартира местной службы госбезопасности; кроме того, такие «тюрьмы» ЦРУ имелись в Катаре, Саудовской Аравии, Таиланде и других странах. Как утверждали журналисты, по сведениям правозащитников, в тюрьмах «Аль-Тамаре» и в «Мулхак аль-Мазре» к заключенным террористам применялись пытки.

Я думаю, читатели уже поняли, что арестованные американскими сотрудниками ЦРУ террористы помещались во все выше указанные тюрьмы не тайно, не самоуправно, а строго по соглашению между правительством США и правительствами тех стран, которые готовы были предоставить свои тюрьмы для содержания пойманных террористов. Поэтому «тайными» эти тюрьмы были только для террористов. Понятно также, что режим содержания арестованных террористов полностью соответствовал режиму, который имелся в каждой такой тюрьме в соответствии с законодательством государства.

Применение пыток к арестованным террористам возможно было только там, где суверенный закон разрешал спецслужбам пытать арестованных.

Тот факт, что специалисты ЦРУ пользовались местным строгим режимом и местными возможностями для получения информации от своих узников в основном в арабских мусульманских странах, едва ли можно назвать нарушением закона и прав человека, поскольку ни одно суверенное государство, будь то Польша или Марокко, никогда не согласилось бы с тем, чтобы на ее территории в отдельно взятой тюрьме, к отдельно взятым арестованным применили принцип экстерриториальности и распространили на них американское законодательство.

Я думаю, что читатели поняли, что то, что возможно делать с заключенными в Саудовской Аравии, Египте, Марокко и других арабских странах, совершенно невозможно в США. По этой причине содержать арестованных террористов ЦРУ в самой Америке не могло, поскольку судебная система США никогда не будет входит в «положение спецслужб» и содержать долгое время подозреваемых даже в терроризме при зыбкой доказательственной базе не позволит.

В тюрьмах США не пытали и не пытают подозреваемых. Действительно, после известных событий 11 сентября сотрудники ЦРУ пытали троих арестованных террористов именно таким способом, о котором пишет А. Климов, чтобы получить от них сведения о готовящихся терактах и сообщниках. Когда об этих пытках стало известно, то по ним прошли закрытые слушания в конгрессе США. ЦРУ утверждало, что ее сотрудники действовали в состоянии крайней необходимости, чтобы предотвратить возможные убийства тысяч и даже более людей. Как известно, никаких отрицательных последствий для сотрудников ЦРУ после этих слушаний не последовало. Вместе с тем, конгресс США после слушаний одобрил законопроект, запрещающий применение каких-либо пыток на территории США. Одно время в Европе в прессе обсуждалась тема, что США используют для содержания подозреваемых в терроризме военные корабли. Однако эти утверждения не нашли своего подтверждения.

Как бы там ни было, 23 января 2009 года новый президент США Барак Обама приказал закрыть все тюрьмы ЦРУ. А уже в апреле 2009 года директор ЦРУ Л. Панетта публично отчитался о закрытии всех тюрем, находившихся за рубежом в ведении ЦРУ.

Что касается домыслов А. Климова о «шарашках» в США, то это настолько не серьезно, что тратить время и место на обсуждение этого не имеет смысла.

В заключение я предлагаю читателям самим поразмыслить, есть ли разница между «демократическими» зинданами и зинданами «авторитарными», есть ли разница в остроте проблем пыток в США и, например, у нас, в России, между масштабами применяемых пыток в США и у нас в России, причем совсем не к террористам и без всякой крайней необходимости.

Для США проблема пыток и «демократических зинданов ЦРУ» полностью исчерпана. Это уже история. Для России проблема пыток и «авторитарных зинданов» все еще актуальна и, к сожалению, не теряет своей остроты.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26082010015507&oldnumber=542