"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 25 (539) от 05.08.2010

Праздник

Банковский вклад в культуру

Лана СОКОЛОВА

31 июля в художественном музее им. Радищева прошла церемония дарения

ОАО «Альфа-Банк» гравюры «Катание на санях» (1810 г.) из коллекции Рудольфа Аккермана (1764–1834) – немецкого изобретателя (рулевая трапеция Аккермана и поныне применяется в автомобилестроении) и издателя.

Акция была приурочена сразу к двум событиям – 125-летию музея и 10-летию Саратовского филиала «Альфа-Банка». По такому случаю в Саратов прибыли председатель правления банка Рушан Хвесюк и директор по информационной политике и связям с общественностью Леонид Игнат. Как и полагается в таких случаях, столь ценный дар принимала гендиректор музея Тамара Гродскова. Не обошлось на таком важном мероприятии и без «свадебного генерала» от культуры Владимира Синюкова.

Гравюра «Катание на санях», по словам Тамары Гродсковой, весьма характерна для своего времени, она удивительно трогательно и тонко выполнена и, конечно же, займет свое место в коллекции художественного музея. На сегодняшний день в музее существует два зала графических работ, в одном из них впоследствии будет выставлена и эта работа, пока же «Катание на санях» будет представлено как акт дарения.

Гравюра «Катание на санях» – самостоятельный выбор банка, оказавшийся к тому же весьма удачным, по мнению Тамары Викторовны. Директор музея выразила надежду на разработку совместной программы, которая будет полезна и интересна обоим участникам акции. Если такое произойдет, на что музейщики очень надеются, то вероятно к выбору «подарков» в следующий раз обе стороны подойдут более профессионально, исходя из интересов и возможностей друг друга.

Выбор «Альфа-Банком» именно этой гравюры Аккермана постарался объяснить Леонид Игнат. Мотивируя тем, что почти в это же время А. Радищев предпринял свое знаменитое путешествие из Петербурга в Москву, вероятно, как считает г-н Игнат, так мог путешествовать и сам писатель. «Катание на санях» отражает эпоху и быт Петербурга начала XIX столетия, как фотографии отражают сейчас нашу жизнь.

Вопрос журналистов о том, сколько работ Аккермана находится в фондах музея, можно сказать, остался без прямого ответа, поскольку Тамара Викторовна сделала отсылку на создаваемые каталоги музея, в которых предложила ознакомиться со всей обширной художественной коллекцией и, вероятно, там же найти ответ.

Пока сами музейщики не готовы сказать, принадлежит ли авторство данной гравюры самому Аккерману или она лишь часть его коллекции. В 1794 году, открыв в Лондоне магазин художественных произведений, Аккерман ввел в Англии литографию и усовершенствовал гравирование на дереве. Он основал в 1814 году изящный модный журнал «Repository of arts, literature and fashions», и впервые в Англии издал серию альманахов «Annuals» по образцу немецких изданий этого рода; первый из них, датированный 1823 годом, известен под названием «Forget me not». В это же время Аккерман издает топографические картины, исполненных акватинтой (разновидность офорта, собственно одна из основных его манер, приемов, позволяющих создавать тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры – самый распространенный способ «гравирования» тона в офорте).

Рудольф Аккерман в это же время издает несколько интереснейших книг с видами и жанровыми сценками по России, датированными 1813–1820 гг., что свидетельствует о том, что в английском обществе начала XIX века, несомненно, присутствовал интерес к России, как к союзнику по борьбе с Наполеоном, и ко всему русскому.

Но прославился Рудольф Аккерман все же изданием серии альбомов в технике акватинты по истории самых знаменитых в мире учебных заведений: Итона, Кембриджа и Оксфорда (1814–1816), по-английски обстоятельными и, как правило, в 2-х томах.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=5082010113609&oldnumber=539