"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (532) от 12.05.2010

Фестиваль

Саратовцы на «Радунице»

Георгий ДАНИЛОВ

Фестивалей бывает великое множество, но я хочу рассказать об «Историческом фестивале славянской культуры VIII–IX веков «Радуница». На него были приглашены как все поддерживающие древнерусскую традицию, так и гости. Проводился он с 30 апреля по 3 мая в местечке со сказочным названием Дивногорье, что в Воронежской области.

Как водится в сказках, сам поиск дороги стал для нас приключением. Местные жители показывали дорогу, которая стала непроходимой, навигаторы не могли определить, где еще есть переправа через Дон и Сухую Сосну. Изрядно поколесив и застревая на заливных лугах, мы все же прибыли на место.

И увидели реку, текущую в тени деревьев, вдоль которой стояли палатки всевозможных форм и расцветок. С юга протянулась железная дорога, и высились живописные меловые холмы, давшие название этому месту. Сновали вновь прибывшие, разбирая багаж и занимая свое место под солнцем.

От содружества «Колослава» из Саратова и Аткарска нас приехало десять человек – кто с женами, а кто и с детьми. Приходилось торопиться, чтобы со всеми успеть проводить солнце. По славянским традициям, ночь на 1 мая считалась волховской, когда Чернобог передает Коло года Белобогу. Следующая затем неделя сохранила название «вешние деды» и была посвящена почитанию предков и вообще умерших родичей, души которых, как считалось, посещают живых в эти дни.

Начинаем подготовку к празднику. Как повсеместно заведено, перед нашими праздниками место сбора очищается от мусора, оставленного туристами. Заготавливаем дрова на пищевой и обрядовый костры из сухостоя. Свежий воздух, мягкий свет заходящего солнца, нежная зелень листвы настраивали на торжественный лад, и, облачась в рубахи изо льна, подпоясавшись, подошли мы к месту проведения обряда благодарения матушки Земли и Воды.

Пройдя меж двух костров, то есть очистившись, проходим на поляну и встаем кругом. Затем, взявшись за руки, под ритмичные удары бубнов хоровод, ускоряясь, движется посолонь (по солнцу – Ред.). Мы, проведшие весь день в дороге, не чувствуем усталости – и те, кто держат за руки тебя, и кого держишь ты, дают тебе силы. Совершенно разные люди становятся единым целым, и эта общность сближает их сердца и помыслы. По кругу пускается братина с медом, рекутся славления предкам и родным богам. Каждый в этот момент вспоминает дедов, погибших на войнах, матерей, давших нам жизнь, и одну у всех нас Мать Сыру Землю. Пламя костра освещает торжественные лица и с криком «Слава!» вздымаются руки от сердца к небу. После обряда подходим для очищения нательных оберегов и оружия. Под оружием понимаем топоры и ножи, без которых сам облик славянина будет не полным. Что-то изменилось внутри нас, ведь именно за этим мы сюда и приехали.

Усталость берет свое, на скорую руку перекусив и попив чаю, буквально падаем, как подкошенные. Прохлада от реки и влажность воздуха делают ночевку для плохо подготовленных настоящим испытанием.

Утро начинается неожиданно, как будто и не было этой ночи, удары бубна призывают встретить рассвет. Пересилив себя, буквально выползаем из палаток, но негоже встречать рассвет на коленях. Приветствуем Ярилу, как наши предки, для которых ложиться и вставать по солнцу было самой жизненной сутью. Кромка ярко-оранжевого диска показалось над землей, и любоваться на него можно открыто. Утренний холод и сырость скоро убегут под берега, прячась в густых зарослях. Как же все-таки прекрасен и чист рассвет, который мы в городе пропускаем, вставая на работу.

Наступивший день считается Живиным днем, и мы поступим, как наши предки: будем умываться росой. Отойдя от лагеря и сняв одежду, катаюсь по сырой траве. Роса с молодой травы омывают меня, и я благодарю родную Землю за все то, что у меня есть. Не чувствуя утреннего холода, полуодевшись, возвращаюсь в лагерь. Кто-то не смог проснуться, кто-то, ежась, зажигает огонь; тем заметнее в лагере люди, омытые росами с заливных лугов Дивногорья.

Уже встало солнце, и начинающийся день насыщен событиями, главное из которых – установка и освящение капища. Вот вышли из палаток и позавтракали жители лагеря. Дети устроили свою обычную беготню и игры в мяч, для них же был установлен батут, где старшие опекали младших. Развернул свои ряды торжок со всевозможными товарами собственного изготовления. Здесь были изделия из бересты и дерева, керамики и кожи, плетеные пояса и очелья (повязка на лоб – Авт.), рубахи изо льна с вышивкой, музыкальные инструменты. Каждый желающий мог пройти экспресс-обучение по плетению поясов или изготовлению всевозможных дудочек. Молодежь метала в установленный столб ножи и топоры, сражалась учебными мечами. Вот здесь и надо показывать свое мастерство и удаль, если они имеются, конечно. Участники фестиваля и гости бродили по всему лагерю, то принимая участия в борцовских поединках, то напевая «Пчелка золотая» или «Звезда по имени Солнце» с гусляром Сергеем, подыгрывая на калюках (тростниковые дудочки – Авт.), трещетках.

После обеда принялись за обустройство капища, которое представляет собой огороженное и освященное пространство, где установлен чур (фигура – Авт.) Велеса, требник для приношений, обрядовый костер. Люди знающие приняли участие в этом, потому и вышло капище лепо (приятно – Авт.) и по душе. Поставлены были в охранение добры молодцы, чтобы праздношатающиеся не нарушали его границ.

По призыву глашатаев собираются все участники праздника и гости перед входом на капище. Волхв Велеслав коротко говорит о традициях празднования и ходе обряда. Встать в коло или взойти на капище для благодарения родных богов каждый решает сам для себя. Пройдя через очистительные огни, становимся в коло, по традиции место и участники обряда простукиваются бубнами и осыпаются зерном. По кругу проносится каравай, на который возлагают руки для благопожеланий, и затем эта треба (жертва – Авт.) приносится в огонь. Потом наступил черед личных треб, где каждый мог благодарить богов и просить благого для себя и родных. Требы были принесены хлебом, зерном, квасом, молоком. После закрытия обряда поддерживается огонь на капище даже ночью.

Солнце клонилось к западу, и настал черед проведения семинаров на всевозможные темы: по славздраве (система упражнений для укрепления здоровья – Авт.), рукопашному бою, по преданиям старины глубокой, по обрядам и традициям. Читал лекции Лев Прозоров, автор книг «Язычники крещеной Руси» и «Кавказская Русь».

И что порадовало – так это отсутствие споров на религиозные и национальные темы. Из близлежащего мужского монастыря к переправе пришел священник и пытался затеять спор, но никто в него ввязываться не стал. В лагере царила атмосфера терпимости к другим убеждениям и уважения к той языческой традиции, под чьей эгидой состоялся фестиваль. Например, обеспечением безопасности и переправой через реку занимались ребята из «Оберега», судя по нательным крестам – христиане. Участники фестиваля и гости подходили и сердечно благодарили их.

Наступил вечер, сладко пели соловьи, им вторил варган, тянуло дымком от многочисленных костров, меж двух меловых холмов чаша, полная звезд, и за речкой иногда слышались безобразные крики и песни пьяных туристов из числа местных жителей, но они скоро уснули. Никто в лагере не хотел идти спать и проговорили до двух часов ночи.

На следующий день состоялись обрядовые игрища, призывание Ярилы и Лели, реконструкция их свадебного обряда. Народные игрища, забавы, песни и пляски, общая концертная программа. Значительной оказалась поддержка местной администрации, которая выделила дизель и аппаратуру для концерта.

На утро третьего дня, уже изрядно устав, собираем и сжигаем мусор. Сворачиваем палатки, собираем вещи и после завтрака выезжаем, не забыв поблагодарить духов места, не чинивших нам зла.

Разговаривая в дороге, отмечаем, что общее мнение участников и гостей фестиваля из Воронежа, Донецка, Калуги, Москвы, Брянска, Тулы, Краснодара, с Алтая, Саратова – праздник удался на славу и на будущий год ждем такого же, и содружество «Колослава» окажет помощь организаторам в его проведении.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13052010113821&oldnumber=532