"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (532) от 12.05.2010

Вернисаж

Путешествие из Китая в Париж через Россию

Светлана ТЕНЕТКО

5 мая в музее имени А.Н. Радищева, в здании, что на ул. Первомайской, открылась фотовыставка «Пекин–Амур–Париж» Шарля Вапро, организованная Французским Культурным Центром в Москве и Альянс Франсез–Саратов по инициативе Патрисии Шимановой. Сказать, что фотографии уникальны – значит не сказать почти ничего: около 60 снимков отличного качества начала прошлого века представляют целостный фоторепортаж путешествия Шарля Вапро из Китая во Францию.

Выставка «Пекин–Амур–Париж» стартовала во Владивостоке и, проходя по пути российского маршрута Шарля Вапро, наконец, добралась до Саратова. О самом путешественнике и фотографе, к сожалению, удалось узнать немного: сын Гюстава Вапро, автора Словаря современных деятелей мира и родственник Франсиса Гарнье, исследователя реки Меконг, юный Шарль Вапро посвящает себя изучению архитектуры в Школе изящных искусств в Париже. В середине XIX века, воодушевленный рассказами своего родственника, он отправляется в путешествие на Восток, которое будет длиться около 30 лет.

После Сайгона и Шанхая Ш. Вапро обосновывается в Пекине, где с 1872 по 1897 годы преподает французский язык и культуру в Тунг вэн куан – первом китайском колледже иностранных языков. Во время франко-китайской войны 1885 года он и его жена Мари – единственные французы, имеющие официальное разрешение остаться в Пекине.

В 1892 году Шарль Вапро предпринимает путешествие во Францию, чтобы повидаться со своей семьей. Избегая привычного маршрута, который проходит через Улан-Батор, он выбирает наиболее длинный путь, добравшись до Японского моря. Преодолев Желтое и Японское моря, путешественники (Шарля Вапро сопровождают его жена Мари и помощник китаец) поднимаются по течению Амура и Шилки, следуя на тарантасе по почтовому пути из Нерчинска, через Иркутск и Красноярск, в Томск. Далее они двигаются вдоль Оби и Иртыша и по Транссибирской магистрали пересекают Сибирь, побывав в Тобольске и Сургуте, достигают Тюмени, а затем через Нижний Новгород, Казань, Москву и Санкт-Петербург отправляются в Европу.

Позднее в своем рассказе в одном из французских журналов Вапро напишет: «Уже тогда эта необъятная империя царей, о которой так мало было известно, по крайней мере, о той ее части, где располагаются уральские горы, вызывала мое любопытство. Ее безумные гонки галопом на упряжке из трех или четырех несущихся лошадей через степи, леса и горы, по едва проложенным дорогам, где произведением искусства служат несколько стволов деревьев, переброшенных через горную реку, волки, разбойники и даже лишения – все это непреодолимо влекло меня». Карта этого необыкновенного, более чем четырехмесячного путешествия, висит почти в самом начале экспозиции.

Через несколько лет Вапро публикует рассказ о своем путешествии в журнале «Тур дю монд», иллюстрируя его фотографиями из своей экспедиции. Позже некоторые из этих снимков появятся в статье, посвященной Амурскому краю в энциклопедии «Живописная Россия», но без указания на автора фотографий.

«Китайский Вапро», как его называли друзья, становится главным уполномоченным Всемирной выставки в Париже в 1900 году, ответственным за китайский павильон. В Пекине Вапро была поручена миссия открыть его ученикам Францию, научить любить ее. Он же хотел показать Парижу настоящий Китай, сделав поразительно точные реконструкции самых красивых памятников, характеризующих различные эпохи искусства Китая. Правительство Китая наградило его орденской лентой двойного дракона и подняло на самую высшую ступень элиты Китая, даровав ему коралловую пуговицу.

Возможно, мы никогда и не увидели бы этого фоторепортажа, если бы не Арно Жибо. Коллекционер, страстно влюбленный в Китай, в конце прошлого века покупает на аукционе фотографий в Друо весьма малопривлекательный с точки зрения антиквара лот «Hегативы. Китай, Сибирь, конец XIX века» всего за 50 франков. Но негативы пролежат еще с десяток лет, пока, наконец, фотографии с них увидят свет, вероятно, благодаря еще одному человеку – Патрисии Шимановой – французской фотохудожнице, определившей автора этих снимков.

Медленно продвигаясь вдоль экспозиции, как будто следуя по пути вместе с самим Вапро, камера беспристрастно фиксирует не только мельчайшие детали, но и настроение, запечатлевая то, что порой хотелось бы скрыть: надменно-презрительное выражение на лице китайского мандарина, взволнованно-испуганные и одновременно преисполненные важностью события лица членов семьи богатого китайца, неприкрытое любопытство жителей китайкой деревушки.

Покидая Китай с его экзотикой, мы «попадаем» в Россию начала прошлого века. Перед нами крестьяне-переселенцы, обустраивающие свой быт на новом месте, семейство акцизного чиновника с восемью детьми и сам Шарль Вапро с супругой в кругу семьи губернатора Амурской области.

Интерьер дома нерчинского купца Бунина представлен гостиной и кабинетом, заставленным столами, шкафами, наводненными всевозможными безделушками, создающими впечатление антикварной лавки.

Почтовые станции и вокзалы с «номерами для проезжающих», небольшие деревенские церквушки и помпезные Нижегородские и Московские храмы остались на снимках. Многие московские панорамные снимки Вапро легко узнаваемы и сейчас. На одной из фотографий – Храм Христа Спасителя, тот самый, разрушенный и восстановленный.

Сегодня, спустя столетие, мы имеем возможность увидеть Россию конца XIX века глазами французского путешественника. Выставка пробудет в Саратове до 23 мая.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13052010113737&oldnumber=532