"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 16 (530) от 29.04.2010

Худсовет

Сбежавший жених

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Самовар, исконно русские разгильдяйство и вальяжность, крепкое словцо, однажды приправленное для выразительности матом… И по соседству со всем этим – нечто, до боли напоминающее традиционный японский театр с его масками и жеманными пританцовываниями. Если кто-то еще не узнал в описании гоголевскую «Женитьбу», значит, имеются все основания поздравить артистов театра драмы и особливо питерского режиссера Антона Коваленко с очередным творческим дебютом из серии «не так, как у всех».

«Совершено невероятное событие» впервые случилось на саратовской сцене в пятницу, 23 апреля. И началось оно с того, что на подмостках сначала показались ряженые (Григорий Алексеев, Сергей Захарин, Александр Каспаров, Валерий Малинин, Александр Фильянов, Петр Матюшков), а потом и невиданных размеров шатер-балдахин, в дальнейшем сполна доказавший свою многофункциональность.

Питерский сценограф Николай Слободяник в тандеме с главным художником академдрамы Юрием Наместниковым сотворили на сцене любопытное пиршество цвета. Черно-белые куклы Ирины Драгункиной и столь же строгие ряженые, сочная малиновая обивка дивана и в тон ему халат Подколесина (Игорь Баголей), помпезное бардовое платье свахи Феклы Ивановны (Евгения Торгашова, Любовь Воробьева) – все это на фоне нейтральных декораций, сдержанность которых с лихвой компенсирует обосновавшийся по центру белый купол.

В «Женитьбе» не лишним будет посмотреть уже на персонажа Игоря Баголея, смотрящегося очень свежо в образе застенчивого жениха. Бесподобен и Игорь Малинин в роли друга Подколесина Кочкарева. Собственно, неубедительные персонажи в постановке отсутствуют. Все актеры настолько на своих местах, что почти идиллически воспроизводят некую фантасмагорию. Экзекутор Яичница (Виктор Мамонов, Андрей Казаков), отставной пехотный офицер Анучкин (Владимир Аукштыкальнис), моряк Жевакин (Владимир Назаров), гостинодворец Стариков (Александр Кузьмин) образуют парад женихов, один вид которых вызывает смех. Тем более, что репликами классика дело не ограничивается. Претенденты на руку купеческой дочки Агафьи Тихоновны (Светлана Москвина, Татьяна Родионова) пританцовывают, маршируют, кривляются и даже выносят на сцену всякую романтическую несуразицу наподобие горшка с кактусом. Выглядят они не лучше, чем вечно пьяный слуга Подколесина крепостной Степан (Григорий Алексеев), который прислуживает барину, едва держась на ногах.

Тем, кто давно не перечитывал Николая Васильевича, напомним в двух словах о сюжете. Закоренелый холостяк надворный советник Подколесин подумывает о том, чтобы жениться. Сваха быстро подыскивает ему достойную кандидатуру – богатую и симпатичную невесту из купеческого сословия. Остается только познакомить Подколесина и Агафью Тихоновну друг с другом. Но в тот день, когда Кочкарев вытаскивает тяжелого на подъем друга из дома, невеста устраивает смотрины: для знакомства с ней разом являются четыре претендента. Выбор вроде бы очевиден: все четверо явно уступают персонажу Игоря Баголея и по человеческим качествам, и во влиятельности, и в материальном достатке.

Однако польщенная вниманием к себе невеста никак не может определиться с выбором. В этом ей помогает Кочкарев, который, борясь за счастье друга, по очереди отшивает всех соперников Подколесина. Молодые влюбляются, готовятся к свадьбе, но в самый последний момент Иван Кузьмич идет на попятную и … выпрыгивает в окно. Кочкарев раздосадован, тетка невесты Арина Пантелеймоновна (Елена Блохина, Лариса Уварова) возмущена, Агафья Тихоновна безутешна. И лишь ряженые невозмутимо распевают не очень приличные куплеты.

Замечание к увиденному только одно. После антракта действо как будто затухает. Из-за этого происходящее начинает казаться затянутым, а остроумные реплики не вызывают ничего, кроме скуки. А ведь жаль.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6052010124359&oldnumber=530