"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 15 (529) от 22.04.2010

Худсовет

«Кракатук»: невозможное – возможно

Анатолий СВЕТИКОВ

Саратовские любители цирка весьма придирчиво относятся к новым программам, что и неудивительно, поскольку цирковыми изысками нас поразить довольно трудно. Кого только не было на нашей арене за последние несколько лет: и китайский цирк, и экзотичный розовый бегемот, и конкурс на лучшую цирковую принцессу. Тем не менее, шоу «Кракатук», собравшее в минувшую субботу многочисленных зрителей, можно охарактеризовать как нечто выходящее за рамки устоявшегося представления о цирке.

Так уж случилось, что премьера «Кракатука» совпала с еще одним событием, весьма значимым для всего циркового сообщества – 17 апреля впервые за всю историю цирка отмечался Международный День цирка, о чем перед началом спектакля и было сообщено зрителям.

Хорошо известная сказка Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» послужила лишь отправной точкой для «Кракатука». Настоятельная просьба прочитать либретто перед спектаклем отнюдь не безосновательна, поскольку привычная нам адаптированная и причесанная история о девочке Маше и принце Щелкунчике предстает в несколько ином свете и видении петербургского режиссера Андрея Могучего и художника Александра Шишкина. На наш взгляд, «Кракатук» Андрея Могучего оказался ближе всех ранее известных постановок к прочтению гофмановской сказки, где люди то и дело внезапно преображаются, словно к ним прикоснулись волшебной палочкой, и с ними, оказывается, могут случаться чудеса. И даже неодушевленные предметы оживают, словно до сих пор притаившись, они только и ждали случая проявить свою подлинную суть.

Жанр «Кракатука» трудно определить одним словом – это микс театра, цирка, балета, пиротехнического, лазерного и музыкального шоу одновременно. Это многомерное действо, в котором зритель ощущает себя в полном смысле этого слова в «картинке» или «в кадре» происходящего (особенно ярко это ощущается на первых рядах).

Мне кажется, «Кракатук» очень близок к последней экранизации «Алисы в Стране чудес», но в «Алисе…» мы, все же, имеем дело с кино, где зритель видит уже результат всевозможных компьютерных эффектов и прочих киношных штучек. Создать такое действо вживую задача довольно сложная, которая, без сомнения, удалась всей труппе шоу.

...Напитываться сказочной атмосферой зритель начинает с первых шагов в зал: полумрак с легкой дымовой завесой, таинственный шепот и шорох, огромные, странные, сюрреалистичные подсвечники вокруг манежа. Ощущение сюрреализма не покидает на всем протяжении спектакля: жутковатые бумажные великаны в кринолине, изображающие гостей, спускаются прямо из-под купола. Но до того как начнется вся эта фантасмагория, звучат слова со старой, шуршащей пластинки: «Хочешь, я расскажу тебе сказку, дружок?». Все остальное – это видения подростка, насмотревшегося мыльных опер, фантастических боевиков, мультфильмов и ужастиков. Отсюда и гости-великаны, и жутковатый стук столовых приборов, и неожиданное нашествие агрессивных красных тварей – именно такими представляют крыс создатели шоу. А раскланивающиеся с публикой закорючками вешалок гигантские пальто на ходулях приводят ее в неописуемый восторг.

Фееричный парад-шоу игрушек напоминает кадры из фильмов Феллини и картины Дали одновременно: гротескные куклы, обозначенные в программке как Мерилинки М., с огромными ярко-красными губами, и разноцветные Красавицы Б, пионеры-негры в подгузниках, странная птичка, габаритами с хорошо откормленную индюшку – в костюмах полностью закрывающих лица; черные зайцы на лыжах, прошествовавшие по манежу, странные монстры, будто вышедшие из компьютерных игр, огромные разноцветные пушистые зайцы с зубастыми масками майя. Все это создает атмосферу фантастичного, порой сюрреалистичного сказочного мира, в котором живут герои Гофмана.

На арене кино-спектакль, именно так хочется назвать происходящее действо, поскольку декорации меняются почти так же незаметно, как кадры на экране, а действо так захватывает, что порой довольно сложно бывает вычленить отдельные цирковые номера, настолько мастерски и органично они вплетены в канву спектакля. С одной стороны, по цирковым меркам, тут нет особенно замысловатых трюков: силовая акробатика – орех кракатук оказывается стальным шаром, на котором тренирует свои силы попавший в плен Щелкунчик, он же Юный Д. (Вячеслав Кочнев) – вроде бы ничего особенного, если не считать того, что Щелкунчик не только удерживает стальной шар-орех весом в 26 кг на лбу, но еще и «утяжеляет» его пусть и небольшим, но все же имеющими вес «солдатиком». Жонглирование булавами, а всеобщим жонглированием светящимися шариками заканчивается спектакль; батут, подлетая на котором злые красные «кибермыши» пытаются достать Машу, висящую в тарелке под куполом. Парад игрушек превращается в развеселую акробатическую феерию, где весь манеж надувается огромным желтым матрасом, на который акробаты плюхаются, разогнавшись на лопинге, в то время как зайцы вместо клоунов носятся по всему цирку, приставая к зрителям. Есть и фокусы – превращение злым Мастером Д., он же Дроссельмейер, он же Мышиный король (Ильнур Исламгулов) Юного Д. в тряпочную куклу, из которой, как душа, вылетает белый голубь, а это уже дрессура.

Но главное, что дает ощущение сказочности в «Кракатуке» – это «воздух». Такого количества сложных инженерных систем подвесок и поднимающихся деталей в одном представлении, пожалуй, до сегодняшнего дня зрители не видели. В воздухе происходят бои игрушек с неприятельской армией: одетые в камуфляж воины мышиного короля подлетают на «тарзанках» к самому куполу, свистят на трапециях над сценой, будто ниндзя улетают к сетке-паутине над головами зрителей. А еще в воздухе происходит любовь Маши (Анастасия Жолудева) и Юного Д. (Николай Гусев). Когда над размечтавшейся девочкой вдруг взмывает Юный Д. в черном френче и галифе, а потом они вместе летают под куполом, то догоняя друг друга, то сплетаясь в нежном и эротичном танце, на ремнях и без всякой страховки под куполом цирка – это уже настоящий балет в воздухе.

В эпилоге, как и положено в сказке со счастливым концом, «бумажный» кораблик уносит влюбленных Машу и Юного Д. в цирковое «небо», оставив и игрушки, и господина Дроссельмейера в огромном море воздушной пены, в которое могли окунуться не только маленькие зрители, но и взрослые, на минутку почувствовав себя детьми. Ведь в сказке даже невозможное – возможно.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6052010123107&oldnumber=529