"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 15 (529) от 22.04.2010

Угол Зрения

60-е годы как социокультурный феномен

Юрий ЧЕРНЫШОВ

15 апреля в музее Федина прошла литературная гостиная «Социокультурный феномен 1960-х» с участием видных деятелей науки и культуры Саратова. Основная идея литературной гостиной – осмысление социокультурного феномена 60-х с разных точек зрения: научной, литературной, искусствоведческой, художественной. Вела мероприятие профессор Института филологии и журналистики СГУ Людмила Герасимова, В обсуждении приняли участие завотделом русского искусства музея им. Радищева Ефим Водонос, преподаватель СГУ Владимир Семенюк.

Участники гостиной смогли с позиций человека уже нового, XXI века осмыслить эпоху 60-х, которая, по многим социокультурным проявлениям, может быть оценена как легендарная. Этого определения период 60-х заслуживает хотя бы потому, что в это время впервые за весь советский период была допущена открытая критика режима и советских порядков. И потому современниками этот период ощущался как переломный, как время ожиданий перемен. «Мы в зале ожидания живем», – писал в то время Пастернак.

Да, 60-е – это дух перемен, поиска и ожидания принципиально новой, более человечной и счастливой жизни. И не удивительно, что часть этого периода была названа именем романа того времени Ильи Эренбурга «Оттепель». Нижнюю границу «60-х» годов задает 1956-й год, год знаменитого XX съезда КПСС и скандального доклада генерального секретаря Никиты Хрущева «О преодолении культа личности и его последствий». В «преодоление последствий» входило и ослабление цензуры на публичные выступления, в литературе, кино и других видах искусства. Стало возможным более открытое освещение действительности. Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир».

В то же время 60-е – это период открытых внутренних и внешних по отношению к СССР конфликтов: в том же 1956 году вспыхивает антисоциалистическое восстание в Венгрии, чрезвычайно испугавшее руководство КПСС последствиями «оттепели», или, более широко, последствиями либерализации общественных отношений. И «оттепель» довольно быстро сменяется «заморозками».

Ведущая гостиной простым перечислением антитез показала глубочайшую противоречивость времени, делающей его действительно легендарным. Вот этот ряд: 1956 г. – XX съезд КПСС с прозвучавшей на нем критикой культа личности Сталина и обнажившей всю бесчеловечную сущность режима – с одной стороны, и антисоциалистическое восстание в Венгрии, с другой. 1957–58 годы – выход в свет романов «Не хлебом единым» Дудинцева и «Доктор Живаго» Пастернака и… разгромная критика этих произведений с репрессивными действиями против авторов со стороны ЦК КПСС. 1960-й год – торжественное провозглашение курса на строительство коммунизма в нашей стране за 20 лет и тут же – строительство Берлинской стены, на долгие годы заточившей западных берлинцев в огромную тюрьму. 1962-й – выход в свет повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына и – разгром выставки художников-абстракционистов, а также жестокий расстрел выступления трудящихся в Новочеркасске. 1964-й – снятие с должности первого секретаря ЦК КПСС «за волюнтаризм» Никиты Хрущева и – судилище над Иосифом Бродским с осуждением его на 5 лет принудительного труда за «тунеядство». 1965–66-е годы: судебный процесс над Даниелем – Синявским. 1968-й – «Пражская весна», мягкая антисоциалистическая революция в Чехословакии и подавление ее вводом войск стран Варшавского Договора в Чехословакию. На этом период «оттепели» и ее противоречивого продолжения можно завершать.

Итак, «60-е» – это период с 1956 по 1968 год, период между двумя антисоциалистическими восстаниями в странах социалистического лагеря, подавленными советскими танками. Противоречивые тенденции в обществе, литературе, искусстве, поэзии, общественной жизни того времени вызвали и противоречивые оценки его в гостиной. Порой обсуждение становилось даже избыточно горячим.

Не обошли вниманием и такую сторону бытия 60-х, как сотворение мифов, самым знаменитым из которых стал миф о построении коммунизма в нашей стране к 1980 году. Олицетворением этого мифа стал лозунг, выдвинутый ЦК КПСС: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!».

Значительную часть этому явлению уделила заместитель директора музея по развитию Елена Мазанова. Жаль, что в дальнейшем незаслуженно мало внимания было уделено тому, что этот миф закрепил уже сложившийся образ жизни советского человека: думать одно, говорить другое, делать третье, то есть закрепил привычку жить безнравственно. Веры в провозглашенный лозунг почти ни у кого не было, но люди жили по искусственным идеологическим нормам: боролись за звание «бригад коммунистического труда», а фактически за премиальные, путевки, пайки и другие нищенские блага, которые получали как награду за это звание.

Много теплых слов было сказано о появлении такого феномена времени, как влияние бардовской песни, именно бардовской, а не последовавшего за ней «шансона». Примерами такого влияния, не исчезнувшего и сегодня, стали песни Александра Галича, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы. Что касается Александра Галича, то посетовали на недооцененность до сих пор его бардовской песни. А в его поэзии есть строки, страшные даже для сегодняшней безнравственной власти. Несколько таких «страшных» стихотворений, вызвавших восторг присутствующих, прозвучало в гостиной. Особый смысл поэтической «паузе» придали философские строки Галича, в которых он метафорически обозначает инакомыслие, оппозицию, как гири, противовес «дерьмовой» власти: «Не все напрасно в этом мире,/ хотя и грош ему цена/ Не все напрасно в этом мире,/ покуда существуют гири,/ и виден уровень г…а».

Владимир Семенюк, как бы подводя итог выступлениям, произнес настоящий поэтический панегирик. Самыми светлыми годами в жизни советского народа назвал он 60-е годы, и именно это, по его мнению, сохранили культура и искусство того времени. Произошло явление читателю «русской «литературы», именно русской, а не «советского народа». Лирика стала главенствующей состоянием общества. Лирика не как поэзия, а как состояние, что принципиально.

Логическим завершением гостиной стало пожелание продолжить цикл, перейдя в дальнейшем к обсуждению годов 70-х, 80-х и так далее, встреченное всеобщим одобрением. Тем самым 60-е логически становятся действительно «исторической точкой отсчета», а обсуждение дальнейших периодов, может быть, задающие вектор движения к новой «оттепели», такой, когда у власти не будет оснований страшиться поэзии Галича. Потому что благодаря противовесу – оппозиции, в ней сильно понизится уровень дерьма. Нота, безусловно, оптимистическая, но она еще пока звучит.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6052010122955&oldnumber=529