"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (528) от 15.04.2010

Вернисаж

Полистилизм как самостоятельный стиль

Александр ДАВИДЕНКО

В «Доме Павла Кузнецова» на суд зрителей представлен фрагмент ретроспективы творчества саратовского художника Владимира Солянова. Именно фрагмент, так как показана лишь живопись (рисунки демонстрировались два года назад), причем ограниченная временными рамками (1940-е – 1980-е годы ).

Человеку, впервые увидевшему работы этого художника, бросается в глаза разнообразие стилистических особенностей и приемов, используемых автором. Возникает вопрос: как можно достаточно точно определить творческое «Я» В. Солянова? Зритель немало удивится, если узнает, что именно полистилизм и является точной характеристикой особенностей мастера (как бы это ни звучало парадоксально). Попробуем в этом разобраться.

После «академического» периода (время обучения в училище), позволившего освоить композицию, светотеневую моделировку, работу на натуре и с натурщицами («Натурщица. 1953 г.»), В. Солянов постепенно расстается с усвоенными нормативами, как излишне консервативными, и начинает дрейфовать в сторону большей экспрессии мазка, более активного использования цвета («Эскиз автопортрета.

1957 г.», «Портрет дочери. 1959 г.»). Через пленэризм, с его ощущением воздуха, игры света и цвета («Душанбе. Ботанический сад. 1956 г.», «В ботаническом саду. 1956 г.»), он приходит к освоению выразительных возможностей цвета – как в сближенных регистрах, так и в их контрастном столкновении.

Первое реализуется в импрессионистичной работе «Пески на Казачьем острове. 1960 г.», где тонкие отношения пастельных оттенков бледных цветов утверждают самоценность живописной плоскости. Конфигурации и объемы выявляются энергичными, разнонаправленными мелкими мазочками краски. Несмотря на предметную неопределенность, все дышит, движется, сохраняя при этом композиционную устойчивость. Одновременно с этим, В. Солянов начинает экспериментировать и с выявлением материальности предмета, его вещественной значительности («Комнатный цветок» – работы 1962 и 1960-х годов). Это уже гораздо ближе к традициям русского импрессионизма, соединившего находки в области цвета французских мастеров с экспрессией мазка.

Настоящим апофеозом «импрессионистического» периода становится работа «Горы Таджикистана. 1964 г.». Россыпь мелких мазочков краски чистых, хроматических цветов, положенные на поверхность намеренно рельефно, создают мощную симфонию цвета и, в тоже время, удивительно цельное представление о материальном мире, в котором осязаемы не только камни скал и утесов, не только зелень на склонах или окрашенный в розовые и фиолетовые оттенки снег на вершинах, но и само небо, столь же монументальное, столь же материальное, имеющее такую же плотную и грубую фактуру, как и все остальное. Этот прием раздельных энергичных мазков (дивизионизм) с успехом использовал, например, Ван Гог («Портрет папаши Танги. 1887 г.», «Сеятель. 1888 г.» и др.), а также (на начальном этапе своего творчества) один из членов группы экспрессионистов «Мост» К. Шмидт-Рутлуф («У моря. 1906 г.»).

Обращает на себя внимание и смещенной композицией, и роскошной цветовой палитрой, и гладкой проработанностью лица портретируемой «Портрет жены. 1967 г.». Фон, хотя и достаточно условен, но чрезвычайно декоративен за счет россыпи мелких «вплавлений» краски насыщенных цветов, создающих иллюзию драгоценных камней, которыми инкрустирована поверхность, произвольно соединяющихся в фантастические узоры (в том числе растительного характера) и прекрасно гармонирующих с элегантной шляпкой с цветком. Фактурное многоцветие фона и контрастирует с более гладким письмом (почти втертостью краски), и находит отзвук в многообразии цветовых вариаций в изображении женского лица. Оно почти упирается в раму, оставляя большое пространство позади себя. В этой работе проявилось увлечение стилистикой модерна с его пристрастием к орнаментальности (такие фрагменты фонов можно без труда найти у Г. Климта, О. Редона, М. Врубеля и т. д. (впрочем, может быть, все гораздо проще, и это взято из арсенала Н. Гущина). Смещенная композиция отсылает нас прежде всего к В. Борисову-Мусатову: «Водоем. 1902 г.», «Весна. 1898-1901 гг.», «Изумрудное ожерелье. 1903–1904 гг.», но особенно «Автопортрет с сестрой. 1898 г.», – именно отсюда (ко всему прочему), по-видимому, взята идея построения самого портрета (профильность, цветок в волосах и уложенные на голове косы, замещенные на маленькую шляпку). Влияние Н. Гущина проявилось и в «Натюрморте с молочником. 1961 г.», где использован фактурный, но мелкий мазок, лепящий натуру с особой убедительностью и изяществом, придавая ей дополнительную ценность, обогащая ее драгоценными включениями сложных цветов. Конечно, можно отыскать подобную работу с краской и у Д. Бурлюка (Пейзаж. Поле. 1910-е гг.»), и у И. Грабаря («Зима. 1904 г.»), и у других, отражающих разные фазы в развитии «русского» импрессионизма, но эти связи, скорее всего, опосредованы через Н. Гущина.

Эксперименты с фактурой (использование фузы, посторонних органических и неорганических включений) отражает «Натюрморт с хлебом и крынкой. 1964 г.». Плоскость фона геометризована членением угольниками разного цвета с переменной интенсивностью, но все это совмещено с реальными объектами переднего плана, имеющими привычную форму. Такой «коллаж» цементирует именно неровная фактура со следами «насилия» (параллельные бороздки) и зональная, хотя и не радикальная окраска. К идее подобного «насилия» могла подтолкнуть работа В. Баранова-Россинэ «Беспредметное. 1910-е гг.», находящаяся как раз в музее имени Радищева.

Не избежал В. Солянов и влияния М. Сарьяна. Хотя в «Декоративной композиции. 1963 г.» существенно меньше элементов, которые к тому же подверглись инверсии (перестановке), но внимательный зритель поймет, что это – парафраза на тему «Натюрморт. 1913 г.» М. Сарьяна, которая тоже хранится в нашем музее. Даже материал выбран тот же – темпера. «Груши. 1967 г.» немного модифицирует сарьяновские «Фрукты. Натюрморт. 1916 г.», а в работе «Маски. 1972 г.», написанных на тему «Египетские маски. 1911 г.», правый объект имеет портретное сходство с самим М. Сарьяном.

(Окончание следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15042010005058&oldnumber=528