"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (528) от 15.04.2010

Худсовет

Двое мужчин и красавица маримба

Лана СОКОЛОВА

Саратов все же везучий город, в чем могла убедиться немногочисленная публика, пришедшая 12 апреля в Большой зал консерватории на концерт москвичей – дирижера Эдуарда Дядюры

и ударника Владимира Сыча.

Ни для кого не секрет, что каждый концерт для приглашенных музыкантов – своеобразный «русский экстрим»; этот стал экстремальным вдвойне: в связи с объявленным в стране днем траура первое отделение концерта пришлось перекраивать буквально на ходу (вместо отрепетированной «Праздничной увертюры» Шостаковича, прозвучали фрагменты из балета «Лебединое озеро» Чайковского), и пока в фойе неспешно стекалась публика, в концерном зале отрабатывались последние фрагменты концерта. Впрочем, выбор Чайковского вряд ли можно назвать случайным, поскольку сюита из «Лебединого озера» и так была заявлена в программе концерта, а вальс и неаполитанский танец стали логическим продолжением и своеобразной прелюдией к маримбе Владимира Сыча.

Концерт для маримбы с оркестром Ефима Подгайца, прозвучавший на сцене Большого зала консерватории, премьерный не только в Саратове, но и России. Маримба – невероятный по красоте звучания инструмент. Она передает такое многообразие звуков, сравнимых разве что с кристальной чистотой прозрачнейшего горного ручья, легкостью и ажуром снежинки, с падением капель летнего дождя, с невесомым дуновением ветерка. А виртуозное владение Сычем инструментом, пожалуй, сравнимо с тонким мастерством восточного каллиграфа, одним движением выписывающим замысловатый иероглиф. Четкие, выверенные движения, едва заметные касания клавиш, замена двух палочек на четыре – действо, прямо скажем, завораживающее. Премьеры маримбы и Виктора Сыча продолжила исполненная на «бис» еще одна пьеса Ефима Подгайца – «Ночные птицы» – немного таинственная, завораживающая, наполненная необыкновенными и чарующими звуками ночи.

Будет несправедливо оставить без внимания еще одного героя концертного вечера – дирижера Эдуарда Дядюру. У англичан для описания мужской внешности есть довольно емкое слово handsome (красивый, статный, привлекательный), пользуясь более современной классификацией, образ, подаваемый Эдуардом можно охарактеризовать как метросексуала с легким налетом брутальности. Несмотря на то, что дирижер стоял, как и полагается, к зрительному залу спиной, от него шел поток такой мощнейшей энергии, что невольно взгляд сосредотачивался именно на нем, как на полководце, направляющем армию струнных и кавалерию духовых. Отточенные, изящные, словно у танцовщика, движения рук и пальцев, легкая сдержанность создавали в образ сильного, уверенного, знающего цену себе и умеющего добиться необходимого результата от окружающих. По мнению Эдуарда Дядюры, дирижер – это художник, музыкант – краски, а картина – музыка. От того, как художник сумеет правильно смешать краски, рождается картина – музыка. Отсюда и красота в движениях, которые рождаются в соотношении с музыкой.

В этом убеждаешься не только на уровне восприятия звука, когда слышишь ми-минорную симфонию Дворжака, – включаются все органы чувств. Музыка ощущается каждой клеточкой, от пронзительно лиричной части просто перехватывает дыхание. Оркестр играл ярко, музыкально, эмоционально, темпераментно и в то же время трогательно робко.

Поскольку Эдуард уже не первый раз играет с симфоническим оркестром филармонии, было интересно узнать его мнение о том, как же изменился оркестр за прошедшие годы. По мнению Э. Дядюры, оркестр стал играть гораздо лучше благодаря главному дирижеру Игорю Вербицкому, и звучит ярко, музыкально, технично. Эдуард Дядюра довольно много играет с провинциальными оркестрами как приглашенный дирижер, что же его так привлекает в этом процессе? Оказывается, нестоличные оркестры легче привлечь к сотрудничеству в создании музыки. Музыканты в провинции более спокойны и уравновешены. В отличие от столичных коллег, их легче убедить и дать возможность играть по-настоящему.

Как оказалось, столичные звезды заканчивали один вуз – Гнесинку и вот, спустя двадцать лет, впервые встретились на саратовской сцене в концерте. Своего коллегу Виктора Сыча Эдуард Дядюра считает «настоящим профессионалом высочайшего класса – это Гиллес на рояле, это Ойстрах на скрипке. Он удивил меня своей виртуозностью. Это Мацуев, но на маримбе».

В своих интервью Дядюра говорил, что современных композиторов он еще не готов играть, но после исполнения произведений Ефима Подгайца, написанных специально для маримбы Сыча, готов подумать над изменением своего решения.

Свой столь экзотичный инструмент Виктор привез с собой. Прямо скажем, маримба – инструмент довольно внушительных размеров, поэтому возник закономерный вопрос: каким же образом была доставлена эта роскошь. Оказалось, что маримба – конструкция сборно-разборная, хотя и весьма весомая – около ста шестидесяти килограммов. Появилась маримба у Виктора недавно; можно сказать, сбылась его давнишняя мечта, и не просто сбылась, а с невероятным размахом, конечно, не без помощи спонсоров, ведь стоимость этого инструмента, сделанного под музыканта, около двадцати пяти тысяч долларов. Музыкант рассказывает о своем инструменте, как будто объясняется ему в любви. Действительно, инструмент очень красивый. Подставка из вишневого дерева, клавиатура маримбы сделана из палисандра, выдержанного в сушильных камерах более двадцати лет. Подбор такой клавиатуры обошелся в четыре тысячи долларов.

И вот перед нами в зале консерватории самая большая по концертному диапазону маримба, которая вообще создана в мире. Этот инструмент уникальный; в России, по словам Владимира, таких инструментов еще не было. Маримба Виктора Сыча родом из Америки, произведение рук мастера Рона Сэмюэлса, считавшего, по словам Виктора, что предметом его гордости и наследия останутся те инструменты, которые он сделал. Именно это подкупило музыканта и определило выбор мастера и страны изготовителя. Для России маримба инструмент пока еще экзотический, но в Японии, Европе и Америке он уже достаточно известен, и можно сказать, что музыка для маримбы стала отдельной линией в искусстве. Несмотря на то, что маримба относится к группе ударных, музыканты за Западе, овладевающие этим инструментом, минуют основную группу ударных, в отличие от России. Для Виктора маримба, по его собственному определению, своеобразное хобби, инструмент, с которым он выходит за рамки оркестровой работы.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15042010004958&oldnumber=528