"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 11 (525) от 25.03.2010

Вернисаж

Драматургия цвета и форм

Александр ДАВИДЕНКО

(Окончание. Начало в № 10 (524)

Функция «сотворчества», выраженная во внешнем воздействии и принудительной остановке процесса увлеченного нанесения краски на поверхность, тоже важна, особенно если эта увлеченность грозит перерасти в бесконечную цепочку трансформаций и «улучшений». Но и слишком ранняя остановка может привести к печальным последствиям. Например, в работе «Подсолнухи в белой вазе. 2008 г.» большой блик на вазе в самом центре выглядит плоским пятном, даже провалом, разрушая целостность впечатления. Ту же ошибку незавершенности наблюдаем в работе «Сиреневый цвет. 2008 г.»: несколько больших пятен в виде китайских фонариков выглядят заготовками в общей композиции, предназначенными для дальнейшего объектного замещения. Но это замещение не состоялось, композиционная сырость бросается в глаза.

Несмотря на высказанные претензии (критика является в данном случае выражением общего приятия, но без ложной комплиментарности), можно утверждать, что большинство представленных работ вызывает неподдельный интерес. Безусловно, хороши по цвету и композиции, причем без налета театральности: «Дафнис и Хлоя. 2006 г.», «Пригород Женевы. 2007 г.» (яркий, стремительный набросок, словно отражающий реальные натурные впечатления), «Дудочка. 2009 г.» (отсылающая нас к античным мифам), «Дон Жуан. 2008 г.» (в этой работе ощущается дух П. Федотова).

Работы, в которых изображения человека или отсутствуют вовсе, или они являются элементом композиции равноценным или даже подчиненным другим элементам, в большинстве случаев удачны. В них сюжет свободен от литературных аллюзий, раскрепощен. Более того, он приобретает признаки мотива, или «просто» настроения, когда эмоциональная реакция определяется чисто живописными качествами. Это натюрморты и пейзажи, в которых цвета и формы поют согласованно, а их звучание – когда суровое, когда звонкое и мажорное, когда приглушенное и элегичное. Таковы: «Красный дом. 2009 г.» (образец натюрморта в пейзаже), «Натюрморт с яблоками. 2006 г.» (проявление «сезаннизмов» в пластике), «Восточный дворик. 2008 г.». Привлекает внимание напряженный по цвету, упругий по композиции «Натюрморт с грушами. 2009 г.». Выразителен в своей лаконичности «Натюрморт с вишнями»: формы чрезвычайно условны, пластическое присутствие объектов слегка обозначено, цвет материализует объекты фрагментарно, создавая отдельные зоны возмущения, но при этом возникает общая гармония противопоставлений, представляющая собой особую, живописную драматургию, гораздо более значительную, нежели литературная (на холсте и в масле, конечно же). Очень хорош «Март. 2009 г.». Он экспрессионистичен и цветовой агрессивностью, и пластической напряженностью, и энергетикой рисунка контрастных линий и пятен краски. Это пейзаж настроения как такового, своеобразный эмоциональный экстракт пейзажного мотива.

Необходимо добавить, что А. Васильев хороший рисовальщик, и это чувствуется в живописных работах, даже в тех, которые выполнены «эскизно», без тщательной проработки: «Двое. 2003 г.», удачное композиционное построение, «прорисованность» фигур при всей их непроясненности, обозначенности лишь цветными пятнами (то же самое можно сказать и о работе «Банный день. 2009 г.»). А. Васильев умеет «рисовать» и просто цветом; посмотрите, как выразительна работа «Перед грозой. 2008 г.», в которой подвижные границы широких мазков жидкой краски прекрасно выполняют рисующую функцию, помогая решить поэтичный пейзажный мотив.

Можно мимоходом, пунктирно упомянуть и о влияниях, неизбежных в работе, о влияниях, в разной степени адаптированных под свои потребности. Это и П. Сезанн, и А. Матисс, и К. Петров-Водкин, и Н. Тырса, и М. Сарьян, и А. Куприн, а также многие другие художники – как относительно недавнего, так и весьма далекого прошлого.

Все это говорит о богатом культурном багаже А. Васильева, который в сочетании с его собственными живописными возможностями и художественным темпераментом позволяет сегодня (надеюсь, и в будущем тоже) добиваться прекрасных результатов.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25032010115443&oldnumber=525