"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 11 (525) от 25.03.2010

Праздник

Как весну закликали

Лана СОКОЛОВА

На минувшей неделе этнографический музей в очередной раз знакомил саратовскую ребятню с народными традициями. На это раз гостями музея стали самые маленькие – ученики начальной школы и детишки старшей детсадовской группы. Сотрудники музея подготовили для них программу «Жаворонки, прилетите».

Знакомство школьников с русским обрядами стало доброй традицией музея: зимой Рождество и колядки, весной Масленица (см. «Богатей» № 6 (520) от 18 февраля 2010 г.). Вот только весна в этом году задерживается, и потому решили музейные работники вместе с ребятами поторопить ее приход.

На время Русский зал музея превратился в деревенскую избу, где ее хозяйка (Светлана Сотникова, старший научный сотрудник музея) принимала многочисленных гостей. Хотя на календаре была уже вторая декада марта, второклассники вместе со Светланой Сотниковой вернулись к началу месяца – ведь зазывать Весну дело не простое, требует времени и определенной сноровки. Чтобы зима отступила, надо было задобрить ее повелителя Мороза, чтобы ушел он восвояси и уступил место Весне.

По традиции, в деревнях в это время пекли колобки – круглые, как снежки, и, выходя из дому, бросали эти колобки-снежки за порог, приговаривая: «Мороз Красный нос, вот тебе хлеб да овес. А теперь уходи подобру-поздорову». Видимо, уж очень надоела зима ребятне, потому как звонко и громко просили они Мороза уступить место Весне.

А с приходом красавицы Весны (Елена Сапожникова, старший научный сотрудник) и ручьи побежали, и птички прилетели. Птички не простые – «жаворонки», печеные из теста, с ними-то и водили вместе с Весной хороводы второклашки.

Весна пришла с разными загадками, да играми веселыми. Как оказалось, довольно простенькую игру в «ручейки» современные школьники уже не знают. Но и эта игра, и народные забавы «поймай жаворонка» и «сбей жаворонка» пришлись им по нраву. А в заключение по народной традиции в конце марта было принято отпускать на волю птичек, которые зиму в клетках провели. Поскольку птички были символические (бумажные), то и отпускали их, повесив на ветки дерева, сооруженного в другом зале.

Не первый раз будучи на подобных тематических экскурсионных программах, связанных с народными традициями, хочется отметить педагогическое мастерство, творческий подход и актерские данные работников музея. Каждая детская экскурсия включает в себя три основных принципа: рассказать, показать и дать возможность сделать самому (в зависимости от возраста экскурсантов). Весь «инвентарь» – «жаворонков» и «снежные колобки» для Мороза – музейщики делают сами. Костюмы на участниках театрализованных действий сшиты по всем правилам времени, к которому они относятся.

Знакомя с традициями и обрядами, сотрудники музея не ограничиваются простыми рассказами, а вовлекают школьников в совершение этих обрядов (сжигание Масленицы, весенние хороводы с «жаворонками»), дают подержать в руках те или иные экспонаты, участвующие в действе, через игру прикоснуться к забытым уже традициям.

Часто слышны детские голоса в небольших залах музея еще и потому, что его сотрудники любят своих посетителей и встречают каждого, как хорошего доброго знакомого. А возможность не только посмотреть и послушать, а еще и непосредственно поучаствовать в «создании экскурсии», позволяет, на наш взгляд, приобрести хорошую «привычку» ходить в музеи у нынешних школьников.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25032010115322&oldnumber=525