"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (524) от 18.03.2010

Фестиваль

Высокая нота Х-го Нейгаузовского

Тамара РАСКОЛЬНИКОВА

Непредсказуемость поведения саратовской публики достойна всякого изумления! Кто бы мог предположить, что на открытие юбилейного, Х-го фестиваля имени Генриха Нейгауза, состоявшееся

14 марта в Большом зале Саратовской консерватории, соберется такое количество слушателей.

Ажиотаж вырос до таких масштабов, что довольно большому количеству людей, привыкших к тому, что на симфонические концерты можно купить билеты непосредственно перед началом, пришлось, как говорится в таких случаях, «не солоно хлебавши» вернуться домой – билеты были проданы все.

Вроде бы, имя пианиста Мирослава Култышева мало знакомо любителям музыки, чтобы создать такой прецедент. Скорее всего, дело в том, что само слово «фестиваль» вызывает особый настрой, и заинтригованные слушатели пытаются узнать, какие «секреты» приготовили им на этот раз. Судя по программе юбилейного Нейгаузовского, интересного будет много, и в этой интриге несомненная заслуга его организаторов: руководства Саратовской филармонии и бессменного художественного руководителя Альберта Тараканова. А филармония, между прочим, уже четвертый год живет в крайне тяжелых условиях отсутствия своего зала и репетиционного помещения, но прилагает героические усилия к тому, чтобы музыкальная жизнь Саратова оставалась на должной высоте.

Мирослав Култышев в Саратове впервые. В 2007 году он получил 2-ю премию на XIII-м конкурсе имени Чайковского, а поскольку первой премии не дали тогда никому, можно считать его победителем конкурса. Он представитель петербургской фортепианной школы, которая, напомним, после феноменальной победы Григория Соколова на III-м конкурсе никогда больше не побеждала в этом престижном состязании. И вдруг на XIII-м сразу два питерца вышли в лидеры (вспомним, что на предыдущем Нейгаузовском фестивале саратовцев покорил Александр Лубянцев, получивший 3-ю премию). Таким образом, пианисты Санкт-Петербурга стали мощными конкурентами москвичам. (Очень жаль, кстати, что саратовская публика две недели назад не обратила внимания на замечательную питерскую пианистку Яну Васильеву – такого Моцарта сейчас редко услышишь на концертной эстраде.)

М. Култышев предложил публике свои интерпретации двух знаменитых фортепианных концертов – Первого Шопеновского и Концерта Э. Грига, – сочинений, знакомых по многочисленным записям, много раз игравшихся на саратовской сцене. Казалось бы, что нового может сказать в этой музыке совсем молодой человек? Но он предложил вариант совершенно неожиданный: он вспомнил, что Шопен не любил играть в больших залах, предпочитая салоны, создающие особый тип общения со слушателями – более интимный и теплый. В последние годы наши слушатели привыкли к драматической, даже трагической трактовке сочинений великого поляка, поэтому поначалу казалось, что М. Култышеву не хватает звукового масштаба. Но постепенно стало ясно, что пианист именно так мыслит в музыке Шопена, что меланхоличность и некоторая изнеженность 20-летнего композитора близки 24-летнему пианисту с огромными библейскими глазами и явно ощущаемой отрешенностью от окружающего мира? Может быть, именно поэтому не хватило драматизма во второй части концерта, но зато прекрасное звучание рояля под пальцами М. Култышева с лихвой окупало отсутствие трагического начала, которое так любят слушатели и которое вряд ли было свойственно молодому Шопену.

То ли солиста так «расслабил» прекрасно исполненный Шопен, то ли это свойство пианистического дара М. Култышева, – но действительно, драматический Концерт

Э. Грига оказался абсолютным продолжением шопеновской стилистики. Звучание лирических мест потрясающее, интонация превосходная, а вот «природа» – скорее восточноевропейская, чем скандинавская. Впрочем, это не мешало удивляться предельной искренности высказывания в лирических эпизодах и абсолютной технической свободе в эпизодах виртуозных.

Кстати, о виртуозности. Два «бисовых» шопеновских этюда были исполнены в таких экстремальных темпах, до которых даже признанным пианистическим «технарям» еще долго нужно добираться. При этом, задача сыграть «быстрее всех» перед М. Култышевым не стояла: феерический темп нужен был пианисту для создания особой волшебной атмосферы звукового пространства.

Филармонический симфонический оркестр стал в концерте не просто «достойным партнером» – он был активным соучастником музыкальных событий в музыке Шопена и Грига. И в этом безусловная заслуга главного дирижера Владимира Вербицкого.

Фестиваль имени Нейгауза открылся достойно, на очень высокой ноте. Если эта планка удержится до конца фестиваля, мы сможем смело сказать, что Саратов на полтора месяца становится музыкальной столицей России. Надо только помочь филармонии, надо, наконец, выстроить в городе хороший концертный зал, найти для этого средства. Присутствие на концерте министра культуры дает некоторую надежду на положительный результат. От губернатора области, к сожалению, были только цветы.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17032010234617&oldnumber=524