"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (524) от 18.03.2010

Вернисаж

Драматургия цвета и форм

Александр ДАВИДЕНКО

Одновременно на двух площадках (в «Доме работников искусств» и галерее «Белой») свои работы показывает Алексей Васильев – художник, безусловно, одаренный и разносторонний. Хотя он живет и работает в Энгельсе, но эти выставки в Саратове не являются дебютными, его здесь давно знают (тем более что не за горами 60-летний юбилей) и относятся с должным уважением.

Чтобы добыть свой хлеб насущный, он «много чем» занимался после окончания художественного училища, в том числе оформительством и дизайном. В последние 10–15 лет А. Васильев вернулся к станковой живописи «на постоянной основе». Надо заметить, что он не однолюб и кроме живописи пробует свои силы в поэзии и прозе (как говорят – довольно успешно). Причем, подобная «полигамия» приводит к взаимопроникновению образной выразительности разной природы (по крайней мере, в живописи это ощущается сильно).

Необходимо сразу подчеркнуть очевидные достоинства А. Васильева: он хороший колорист, цвет для него является основным выразительным средством (он активен, эмоционален, содержателен). Нельзя не отметить композиционное чутье: все его работы сбалансированы, их структуры устойчивы (даже будучи динамичными). Впрочем, это уже рациональное знание (как и крепкий, уверенный рисунок), результат предварительного, может быть, и умозрительного, построения, структуризации измышленного сюжета.

Конечно, и в гармонизации пятен цвета также присутствуют знание, опыт, но в этом случае имеется гораздо больший «момент импровизации», спонтанности, ограниченной расширительно толкуемыми законами. Цвет у А. Васильева может быть ярким или нет, но он всегда насыщен витальной энергией, он гедонистичен, и постижение его драматургии становится настоящим праздником для гурмана от искусства.

Было бы несправедливо обойти молчанием некоторые «точки напряжения» в творчестве А. Васильева. Во многих его работах жанрового характера велика «литературная» составляющая, а также явно ощутим «художественный пассеизм». Причем, эти качества проявляются не только опосредованно, но и непосредственно, в самих сюжетах или в их прямолинейных, иллюстративных трактовках. Скорее всего, здесь сказывается и долгая практика оформительства, и литературная деятельность художника. Нередко сюжеты излишне театрализованны – это словно выстроенные мизансцены некоего спектакля (К. Сомов, С. Судейкин тоже были не чужды театрализации сюжета, но у них была усложненная игра иронии, фантазии, гротеска, а не односложная «раскадровка»).

Примером может служить работа «Женские секреты. 2009 г.». Иногда литературность основы воспринимается в своей повествовательности почти вербально, что отодвигает в тень живописные достоинства: «Венецианский купец», «Соседи». В этой ситуации восстановлению status quo для живописи способствует нарочитая незавершенность пластических образов. Литературная природа сюжетов при этом уходит на второй план, а колористическая и композиционная интрига становятся доминирующими: «Хуан и Хуанита. 2008 г.», «Марсельская улочка. 2009 г.». Сугубо декорационными построениями воспринимаются: «Город масок» и «По ту сторону снов».

С этой точки зрения интересно посмотреть на работу «Каменный идол»: гигантская маска очень выразительна своей суровостью (цветовая гамма ограничена, фактура нагружена, брутальна), но все это не получает должного развития. Введение фигуры всадника на коне, театрально воздевшего руки к небу, и неуместное «оживление» цвета в нижней части словно переключает общее звучание из драматического регистра в мелодраматический. Как хорошо, что в выразительной по цвету, пластике, композиции работе «Натюрморт с оловянным солдатиком. 2009 г.» этот самый солдатик является всего лишь небольшим пятном, рядовым элементом общей конструкции, а не доминантой, разрушающей впечатление. Иногда указанный «грешок» приводит к более существенным потерям – работы приобретают слащавый, салонный характер: «Цветы от любимого», «Детские забавы. 2005 г.», «Надежды и мечты. 2009 г.», «Гармония–11».

(Окончание в следующем номере)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17032010234248&oldnumber=524