"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (524) от 18.03.2010

Человек и Закон

Корректировки по ЖКУ: Откуда они взялись и что с ними делать?

Александр НИКИТИН

(Окончание. Начало в №9 (523) от 11 марта 2009 г.)

Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.

В случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, расчеты производятся без учета показания счетчиков.

В период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, – то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.

Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Итак, несмотря на достаточно сложное изложение в Правилах ситуаций, связанных с определением порядка оплаты и начисления корректировок, если отбросить частности и варианты, можно сделать следующие выводы: сегодня существует два вида проблем, связанных с начислением корректировок.

Первая проблема – это само право исполнителями начислять корректировки. Здесь выход может быть только один: отмена Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. за № 307, которыми оплата корректировок установлена.

Кстати, после массовых акций протеста, особенно в Калининграде, в Правительстве Российской Федерации разрабатывается новые ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ, которые, как ожидается, должны быть в ближайшее время утверждены, а старые Правила отменены. Будут ли в них отменены корректировки или нет, сказать трудно.

Вторая проблема – это обоснованность и справедливость расчета сумм корректировок. Понятно, что полностью отказаться от корректировок, учитывая сверхнормативные потери энергоснабжающих организаций и исполнителей до того, как вода и тепло попадут в квартиру потребителя-гражданина, сегодня невозможно, если государство не возьмет на себя обязанность оплачивать эти потери из бюджета. Поэтому нами, жителями-потребителями, должена быть взята под особый контроль сама процедура начисления корректировок, то есть каким образом были определены нормативы на основании ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, каким образом были исчислены поставщиками коммунальных услуг и поставщиками сверхнормативные потери. Все эти данные должны быть открыты и доступны каждому потребителю.

Посмотрим, как эта проблема прозрачности и доступности информации по корректировкам будет решена в новых Правилах.

Очевидно, что федеральная и региональные власти, чтобы сбить накал вокруг корректировок, попытаются пересмотреть нормативы потребления по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению таким образом, чтобы уже в нормативах потребления заложить покрытие всех неизбежных потерь при поставке коммунальных услуг. И не только покрытие потерь, а вполне легально и благопристойно получать прибыль еще и, заметьте, приличную, за счет необоснованно увеличенных нормативов потребления, то есть оплаты нами неоказанных услуг и возмещения нами несуществующих убытков.

Ведущая роль по защите наших с вами интересов в деле недопущения завышения нормативов потребления и тарифов по оплате коммунальных услуг должна быть отведена нашим муниципальным и областным депутатам, у которых достаточно полномочий действенно контролировать действия региональных чиновников, устанавливающих региональные нормативы потребления коммунальных услуг и тарифы на оплату коммунальных услуг. Сегодня наши депутаты пока себя в этой части действенными и реальными защитниками наших интересов не проявили. Если же они защищать наши интересы и в дальнейшем не будут, то нам следует пенять только на себя: сами за них голосовали, следовательно, и жаловаться не на кого, кроме как на себя. На следующих выборах может быть лучше думать будем, за кого бюллетень опускать, а кому отказать в доверии.

Во-вторых, здесь должны проявить себя активисты общественных объединения по защите прав потребителей. Насколько эта работа может быть успешной, достаточно вспомнить серьезный успех саратовца А. Журбина, руководителя общественного учреждения «Щит потребителя», предъявившего в суд иск в защиту интересов неопределенного круга лиц и отменившего решением областного суда постановление правительства области об утверждении явно завышенных нормативов потребления газа.

И наконец, должны проявлять себя собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Сегодня это серьезное коллективное средство защиты интересов жильцов при решение вопросов о справедливости и обоснованности предъявляемых нам на оплату корректировок. Наличие одного и даже нескольких активных собственников, которые понимают всю пагубность ситуации с необоснованно завышенными корректировками, не может изменить ситуацию в принципе. Субъектом права, а следовательно, реальным инструментом защиты нарушенных прав, является только собрание собственников жилья дома. Решения такого собрания, если оно собрано и проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства, обязательны для всех должностных лиц, и оспорено такое решение может быть только в судебном порядке.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17032010233657&oldnumber=524