"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (523) от 11.03.2010

Актуально

Как оппозиции взять муниципальную власть

Александр НИКИТИН

В настоящее время в воздухе России снова наметилась определенная политическая электризация, как предвестник серьезных событий в жизни общества. Рост недовольства своей жизнью охватывает все новые и новые слои населения. Отсутствие перспектив на будущее и безразличие коррумпированной власти это недовольство катализирует и время от времени прорывается отдельными вспышками народного негодования. Достаточно вспомнить массовую десятитысячную акцию в Калининграде или массовую демонстрацию и митинг в нашем родном Балаково.

Власть на эти всплески массового недовольства реагирует, как ей и положено, кнутом и пряником. Но, даже реагируя на болевые нужды народа, главное, на что власть нацелена – сохранить саму себя в неприкосновенности. И это правильно. Что это за власть, которая не желает себя оправдать и защищать?

Итак, все признают, что в обществе медленно растет ожидание перемен. Прежде всего перемен во власти. А из всех уровней власти перемен в первую очередь ждут от той, от которой непосредственно зависит качество среды обитания нормального, сегодня еще деполитизированного, обывателя. Следовательно, при сохранении имеющейся тенденции ожидания перемен, на предстоящих в следующем году выборах Саратовской городской думы возможен приход к власти в городе новых людей, которые принесут новые идеи, новые программы и новые технологии обустройства городской жизни.

Сегодня в нашем городе Саратове ни одна политическая партия, кроме «Единой России», на реальное взятие власти не претендует. Об этом наглядно свидетельствуют и прошедшие выборы в городскую думу в 2006 году, и текущая городская политическая жизнь. (Правда, взятие единороссами власти в 2006 году прошло с максимальным использованием ими административного ресурса, когда ими было украдено 70 % голосов у других партий и у избирателя «против всех» – Ред.).

Критика власти сегодня звучит только с точки зрения неприятия отдельных управленческих решений. Принципиально иное понимание разрешения проблем города Саратова, как единого комплекса, ни коммунисты, ни жириновцы, ни мироновцы, ни даже близкие мне яблочники не демонстрируют. А, следовательно, какие перемены нужны и как их реализовать, – они не знают, поскольку сформулировать и обнародовать не могут. И порицать их за это было бы опрометчиво. Людей, способных мыслить такими категориями, вообще мало, а в нашем городе Саратове особенно, поскольку более или менее талантливые люди вынуждены уезжать из города и искать реализацию своим способностям в столице. А если нет альтернативных программ развития города Саратова, то конкуренция возможна только на личностной основе.

Сегодня в городе Саратове принятие управленческих решений, на мой взгляд, контролируют четыре основные фигуры. Это глава города О. Грищенко, глава администрации В. Сомов, начальник финансового отдела А. Никитин и председатель постоянной бюджетной комиссии гордумы А. Березовский. Вполне возможно, что в области имеются теневые фигуры (находящиеся за пределами официальных процедур подготовки и принятия решений в городе Саратове), которые способны манипулировать указанными лицами или отдельными из них и добиваться нужного поведения. Но я их во внимание не принимаю, поскольку рассматриваю ситуацию в ее реально-видимом состоянии.

Способна ли существующая оппозиция, объединившись, найти в своей среде или, что скорее всего, среди городской элиты личности, готовые успешно конкурировать со славной четверкой, претендуя на занятие этих ключевых городских должностей? Мне представляется, что такие фигуры найти в городе можно. Если объединенная оппозиция будет бороться не за простое прохождение в число депутатов, то есть за получение трех или четырех мандатов, а за взятие на городских выборах власти в городе, то тогда обязательно найдутся серьезные и энергичные люди, которые захотят в эту борьбу ввязаться и охотно предоставят для такой борьбы необходимые материальные и организационные ресурсы.

Вот тогда-то возникает объективная потребность в создании такого нейтрального или неполитизированного (с точки зрения нашего непритязательного городского обывателя) общественного центра, где бы путем свободных дискуссий и иных хорошо известных технологий формировалась бы реальная и работоспособная команда, готовая принять власть в городе от ставленников партии «Единая Россия».

При этом я вполне допускаю, что на ведущие места в этой новой городской команде можно пригласить умных и амбициозных людей, ныне пребывающих на второстепенных местах в «Единой России» и ясно понимающих, что в этой партии и в этой бюрократической среде рассчитывать на карьерный рост, на самореализацию не на основе закулисных интриг и махинаций, а на основе честной публичной конкуренции невозможно.

Это тем более вероятно, что, как мы видим из материалов саратовской прессы, монолитность саратовской «Единой России» – призрачна и является не более чем блефом. Разные кланы и семьи в ней постоянно борются за власть, стараясь выпихнуть своих соперников на обочину реальной областной политики. Делают они это не публично, а путем подковерной борьбы, одновременно на людях демонстрируя, якобы, сплоченность и единство.

Формирование «теневого кабинета» с яркими и энергичными, широко известными и популярными кандидатами выведет политическую борьбу из тени, превратит ее в публичное общественное достояние и сделает ее направленной на повышение качества жизни саратовцев.

Вот в этих условиях предложение С. Перепеченова о создании общественного оппозиционного «Городского собрания» оказалось бы очень кстати.

Сегодня даже самая крупная и материально обеспеченная оппозиционная коммунистическая партия в период своих избирательных кампаний нуждается в расширении круга активистов, которые бы не за страх, а за совесть пропагандировали их список и кандидатов в мажоритарных округах. Что уж тут говорить о других политических партиях.

На мой взгляд, общим оппозиционным лозунгом, который бы мог объединить большинство саратовцев, могут стать слова: «Сделаем Саратов чистым городом: очистим его от коррупции, кумовства и чиновничьего разгильдяйства».

Понятно, что простое обращение к жителям города с предложением: выберите нас, поскольку мы лучше, честнее и профессиональнее, едва ли сработает.

Однако, если это требование будет подкрепляться гласным обещанием (например, таким, как: открыть до рубля бюджет, публиковать полные акты проверок контрольно-счетной палаты, реально публично отчитываться отцам города перед депутатами городской думы, а последние будут не только выслушивать отчет, но и давать оценку результатам их работы), у жителей города появится реальная надежда, что избранные в городскую думу и занявшие ответственные должности в городской власти «хорошие ребята» не испортятся и не станут лихоимцами. Они не будут «шакалить» вокруг бюджета, набивая городскими деньгами свои карманы.

А если еще к этому обещать горожанам, что после победы на выборах оппозиции наша городская власть начнет работать по принципу коммуны, то есть все управленческие решения будут приниматься депутатами на комиссиях, а городские чиновники будут только готовить проекты предлагаемых решений, то доверие избирателей к нам, как к добрым обновленцам городской жизни, будет значительно выше.

Стабильность и единство городского управления должно основываться на том, что в случае недопонимания или конфликта между главой городской администрации и главой города по поводу того, какие кадровые или управленческие решения надо принимать в администрации города, глава администрации сам обязан честно подать в отставку, поскольку население передало право управлять от своего имени городом главе города, но не поручало самоуправничать главе администрации. Его горожане не избирали. Кроме того, не соглашаясь с главой города, глава администрации своим своеволием мешает главе города и другим городским депутатам выполнять свои обязательства перед избирателями и оправдывать доверие. Если же глава администрации убежден, что глава города ошибается, что предлагаемые им управленческие решения вредят жителям города, то, уйдя в отставку, он имеет право публично критиковать городскую политику главы города и формировать вокруг себя новую команду, которая на следующих выборах готова будет заменить утратившую доверие избирателей старую команду главы города.

Если создавать общественное городское собрание, не декларируя намерения взять демократическим путем власть в городе Саратове, то предложение С. Перепеченова, точно так же, как и предложение П. Иванова по созданию общественного движения беспартийных избирателей, не более чем детские мечтания. Оппозиции давно пора вырастать из детских штанишек.

При этом, всем участникам демократического антиноменклатурного движения начала девяностых годов надо воздержаться от претензий на лидерство в новом общественном «Городском собрании». Их личные амбиции, нежелание учиться на собственных ошибках, да и, чего греха таить, отчасти хамоватое поведение не будут способствовать единству и доверию в рядах объединенной оппозиции. А если «старые демократы» этому призыву не внемлют, то я рассчитываю, что молодое поколение саратовцев, которое и будет определять лицо новой объединенной оппозиции, прислушается к настоящему предупреждению.

Конечно, открытый вызов сложившемуся порочному и загнивающему порядку номенклатурно-кланового подбора кадров и борьбы за власть в городе Саратове не является невинной шалостью. Не обремененные понятиями чести и достоинства, коррумпированные чиновники начнут отчаянную и даже беспощадную борьбу с новоявленными народными выдвиженцами. Однако за окном новая модернизаторская весна. Время обновления и перемен. Перемен к лучшему. В такое нестабильное время у честных политиков появляется реальный шанс реализовать себя в новом качестве и преодолеть козни старой, изжившей себя номенклатуры, окопавшейся в вертикали власти, и не только выстоять, но даже победить.

Ну, а как будет на самом деле, поживем – увидим.

Счастья нам всем.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11032010110705&oldnumber=523