Официальный сайт
|
|
Светлана ТЕНЕТКО
Возможно, кому-то название новой программы театра «Арт-Ревю» – «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященной Великой Отечественной войне, премьера которой прошла 18 февраля в Камерном зале филармонии, покажется заезженным и избитым. Слишком уж часто звучит это обещание, особенно в последнее время, и, увы, так же часто расходится с делом.
С одной стороны, «арт-ревюшникам», можно сказать, повезло – премьеру давали на «своем» зрителе: случайно или нет, но в зале в основном были молодые люди, как потом выяснилось, – одиннадцатиклассники саратовских школ. С другой – ни для кого не секрет, что дети и подростки самые требовательнее зрители. Уж они-то фальшь и неискренность интуитивно чувствуют. Рассказывать о событиях более чем полувековой давности подросткам, на мой взгляд, с каждым годом становится все сложнее. Можно, конечно, в очередной раз переписать историю или воспользоваться приемом «ура-патриотизма». К сожалению, участников событий второй мировой становится все меньше, и они все реже приходят в школы.
Артисты «Арт-Ревю» уже не раз доказывали, что, помимо детских спектаклей с элементами эстрады, им по плечу и довольно сложные драматические жанры; достаточно вспомнить программы для взрослых о Тэффи и вечер юмора. В музыкально-поэтическом спектакле «Никто не забыт, ничто не забыто» некоторым артистам предстояло освоить новое для них амплуа – чтецов.
Прямо скажем, порадовал Александр Троицкий в монологе Василия Теркина А. Твардовского; вероятно, солдатское облачение способствовало «вхождению» в роль. Хотя в дуэте с Анной Низовой в начале программы Троицкий был весьма неестествен: слишком много неуместных жестов и мимики – отчего образ вчерашнего школьника, рассказывающего о начале войны, обретал гротескные и даже комические черты. Очень органичной в новой для себя роли выступила Анна Низовая; возможно, сказалась работа с таким потрясающим мастером слова, как Татьяна Елисеева.
В рассказе «Арт-Ревю» о войне она предстает перед нами не в одеждах победных маршей, а страшной и отвратительной повседневностью. Но даже среди смертей, крови и жестокости люди продолжали жить и дарить маленькие радости друг другу: новогодняя елка на Белорусском фронте, устроенная для единственной девушки-санитарки.
…Горделиво и скромно красавица елка
стояла!
И откуда взялась среди чистого поля она?
Не игрушки на ней, а натертые гильзы
блестели,
Между банок с тушенкой трофейный висел
шоколад...
Рукавицею, трогая лапы замерзшие ели,
Я сквозь слезы смотрела
на сразу притихших ребят…
(Ю. Друнина «Елка»)
Удачным режиссерским ходом Романа Бранта было использование черно-белой кинохроники под зловещую тему «Нашествия» 7-й Ленинградской симфонии Шостаковича и отрывка из фильма в цвете, послуживших своеобразной ниточкой к рассказу Ч. Айтматова «Солдатенок» в исполнении Татьяны Елисеевой – история, рассказанная от лица маленького мальчика Авалбека, увидевшего войну только на экране. С той минуты, когда мальчик решил, что актер на экране – это его отец, «война уже не казалась ему такой забавной. И падающие солдаты не поднимались. Киноаппарат все стрекотал, война все шла. Киноаппарат смолк, война на экране закончилась». Взрослые не смогли сказать мальчику, который обрел и потерял отца за один фильм, что на экране был актер.
Сидящий рядом со мной подросток потирал глаза, делая вид, что попала соринка, подались вперед и превратились в слух сидящие впереди мальчишки, притихли на задних рядах девочки. И уже другими глазами смотрели они на молоденькую медсестру (Г. Смирнова) из стихотворения Ю. Друниной «Приросшие бинты». И слова «Как жалко, что науке доброты/ Нельзя по книжкам научиться в школе!» становятся для них, надеемся, уже не пустым звуком.
Рассказ о войне без пафоса, рассказ о войне словами тех, кто прошел ее, рассказ о войне теми, кто «пропустил» ее через себя. Для этого не нужны были особенные декорации и костюмы: две маскировочные сетки, пилотки да плащ-палатка – весь нехитрый арсенал артистов. Но и этих нехитрых атрибутов оказалось вполне достаточно, чтобы «взять» и не «отпускать» зал до последней минуты. Когда смолкли последние аплодисменты, школьники еще какое-то время просто сидели на своих местах, не решаясь выйти из зала. Возможно, строки Рафаила Могилевского из «Баллады о солдате» заставят их по-другому посмотреть не только на ветеранов, но и на окружающих.
… Не уж-то же чтоб заслужить уваженье,
Он должен был пасть
в Сталинградском сраженье,
А если с войны он вернулся живой –
Так что же и в мирные дни вечный бой.
Бой с ханжеством, хамством,
Бой с черствыми душами,
С начальственным барством,
С тупыми чинушами…
В этот вечер театр «Арт-Ревю» одержал еще одну убедительную победу. И наградой были даже не аплодисменты (хотя какой артист откажется от них), а внутренний отклик подростков на увиденное.
Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25022010115133&oldnumber=521