"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (518) от 04.02.2010

Худсовет

Праздник органной музыки

Елена ТАЛПЭУ

27 января в Саратовской консерватории состоялся концерт «Роттердам – Санкт-Петербург». Он продолжил цикл уже XVIII международного органного фестиваля, который проводится ежегодно в нашем городе, начиная с 1990 года. Программа вечера оказалась очень насыщенной. Композиционно она была разделена на две части: классическую и современную, в которой звучали и рок-мелодии, и пьесы, относящиеся к разряду поп-музыки.

Как обычно, перед началом концерта зрители обсуждали свои бытовые проблемы. Но как только донеслись первые звуки органа, в белом зале Саратовской консерватории воцарилась такая атмосфера, что, казалось, присутствуешь на балу.

Концерт начался довольно необычно. Без какого либо приветствия, без презентации на сцену вышел мужчина во фраке; не говоря ни слова, он сел за орган, оказавшись спиной к зрителям, и начал играть. Ценители органной музыки, наверняка, узнали в нем Арьяна Брейкховена, который год назад уже приезжал в Саратов. Менее искушенные догадывались по виртуозности исполнения, что за инструментом – мастер. А все карты раскрыл появившийся ведущий вечера и один из участников концерта Владимир Скляренко, который и представил музыканта, композитора и замечательного органиста из Роттердама.

Дальше сценарий вечера был уже более привычным. Ведущий пригласил на сцену всех артистов и объявил каждого: «Любовь Белоцерковская – обладательница непревзойденного сопрано, ансамбль старинной музыки Саратовской государственной филармонии имени Альфреда Шнитке «Трио-Соната» вместе с его руководителем В. Скляренко и уже представленный Арьян Брейкховен».

Так совпало, что 27 января – это день рождения Моцарта, и профессор Брейкховен специально к этому событию, совпавшему с его выступлением на сцене Саратовской консерватории, подготовил собственную оригинальную версию знаменитого произведения композитора «Реквием». В репертуар органиста, конечно, вошли и произведения Баха. Но настоящим сюрпризом для саратовцев стала импровизация на тему русских песен. Совершенно по особому звучали всем знакомые «Издалека долго течет река Волга…», «Калинка» и другие популярные мелодии, исполненные на органе. Вот такое своеобразное органное «хулиганство». В конце этой оригинальной версии прозвучал гимн России.

Высокому уровню гостя соответствовали и исполнители старинной музыки, собравшиеся в «старом» (прежнем) составе. Для участия в этом концерте приехала из Германии, где она постоянно сейчас проживает, виолончелистка Людмила Домбровская. Украшением вечера был и превосходный голос вокалистки Любови Белоцерковской – солистки Государственного музыкального театра Петербурга, финалистки престижного европейского конкурса итальянской оперы и обладательницы Золотой медали и первой премии VI Международного конкурса оперных певцов «Венеция–2008». Свою первую награду она получила уже в возрасте восьми лет.

На вопрос корреспондента газеты «Богатей»: «Волнуетесь ли Вы до сих пор перед выходом на сцену и если да, то как Вы справляетесь с волнением?» Любовь ответила словами тенора Джованни Баттиста Рубини, который в своих мемуарах писал, что без волнения он не может петь. От себя Л. Белоцерковская добавила: «Волнение присутствует, конечно, но оно подсознательное и создает ту необходимую искру, которая должна быть у музыканта во время выступления. Благодаря ему создается необходимое напряжение, подача. Конечно, эмоции нужно контролировать, а это уже задача артиста».

Наверно, любой женщине, да и многим мужчинам – ценителям прекрасного – будет интересно знать, что артистка за время своего выступления сменила два – одно другого роскошнее – платья. Оба были облегающими с открытыми плечами. Так что, выглядела певица просто шикарно. «Это все влияние Санкт-Петербурга!», – констатировала Любовь. Правда, так как в консерватории в этот вечер было довольно прохладно, вокалистке в перерывах между выступлениями за сценой приходилось накидывать на себя теплую кофту, чтобы хоть как-то согреться.

А вот атмосфера в зале была очень теплой и дружелюбной. По ходу концерта зрители узнавали об артистах все новые и новые факты. Так, Владимир Скляренко рассказал, что знаком с Арьяном уже давно, что он играет на органе в одной из церквей Роттердама, в одной из немногих старых церквей, которую практически не тронула бомбардировка во вторую мировую войну. В свою очередь, А. Брейкховен познакомил зал со своей женой, с которой приехал из Нидерландов. За эти несколько дней пребывания в Саратове Арьян решил показать ей истинную зимнюю Россию.

На следующий день в консерватории состоялся мастер-класс игры на органе, который дал Арьян, и любой желающий получил возможность бесплатно поучиться играть на этом удивительном инструменте.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4022010120155&oldnumber=518