"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (518) от 04.02.2010

Худсовет

Мечты должны сбываться

Светлана ТЕНЕТКО

Начало февраля ознаменовалось для саратовцев премьерой спектакля ТЮЗа им. Киселева «Про мою маму и про меня», поставленного петербурженкой Марией Романовой. 1 февраля на Камерной сцене состоялся прогон спектакля, который зрители увидели уже на следующий день – 2 февраля.

Наверное, не откроем Америку, сказав, что многие пьесы, впервые показанные в формате читки в рамках творческой лаборатории «Четвертая высота», входят в репертуар театра. Пьеса московского драматурга Елены Исаевой «Про мою маму и про меня» не стала исключением.

Спектакль представляет собой школь-ные сочинения, своего рода первые шаги на литературном поприще главной героини Лены (А. Бескровная), в которых перед зрителем проходят одно за другим воспоминания о разговорах, жизненных ситуациях, связанных с ее мамой (Т. Чернышева).

Камерная сцена не предполагает смену декораций и костюмов, но, вероятно, в этом и кроется некая изюминка, позволяющая зрителям самим, на основе своего жизненного, пусть иногда и небольшого, опыта, увидеть, дорисовать в воображении операторскую комнатку на киностудии, где работает Катя, мама Лены, или фронтовую землянку из рассказа бабы Раи (Л. Кочнева).

Истории, проходящие перед зрителями, рассказывают о ситуациях, до боли знакомых почти каждому. Первое разочарование и горесть от утраты: маленькая Лена дарит подруге на день рождения самое дорогое – любимую куклу. «Как же можно дарить то, что дорого? А если дорого, то как же с этим можно расставаться?», – восклицает девочка, понимая, что дорогая ей кукла, возможно, не будет такой же любимой и дорогой для ее подруги.

Первая влюбленность – первое прикосновение, первый поцелуй, дрожащие колени, пунцовые щеки и потеря дара речи, первое признание в любви. И первое разочарование, потому что мальчик Сережа (А. Кривега), который так нравится Лене, выбрал вместо нее первую красавицу класса. Ощущение себя «гадким утенком», не являясь таковым на самом деле, – подобные мысли нет-нет да и проскальзывают в головках юных дев. И очень важно, что в этот момент самый близкий человек – мама – приходит Лене на помощь, придавая уверенности в собственной неотразимости.

В пьесе нет привычного конфликта «отцов и детей», скорее, наоборот, показаны очень нежные и доверительные отношения между матерью и дочерью. В тяжелый для матери период, после смерти отца, Лена даже пытается «свести» ее с первой любовью, Игоряшей (А. Ротачков). И вот они – наши комплексы и выдуманные страхи! Взрослые люди, прожившие пол- жизни, так и не решаются встретиться, боясь разочароваться самим и разочаровать другого.

Так о чем же спектакль? О любви. И еще о том, что не следует идти на поводу у выдуманных собой же страхов, которые порой не имеют ничего общего с действительным ходом вещей.

Необычайную лиричность придает спектаклю «Вальс» Георгия Свиридова из пушкинской «Метели», звучащий в кульминационные моменты пьесы, поскольку «сочинений-воспоминаний» на разные темы несколько и каждое – отдельная история с завязкой, развязкой и кульминацией. Все же эти истории очень органично сливаются в одно большое, целостное произведение – очень лиричное, теплое и светлое. «Мечты должны сбываться, а мечты о любви – тем более», – к такому итогу подводят нас автор Елена Исаева и режиссер Мария Романова.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4022010114446&oldnumber=518