"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (517) от 28.01.2010

Вернисаж

Все гениальное в Саратове просто не родилось

Екатерина БОГДАНОВА

Если бы отцы города вдруг решили выдвинуть свое детище на общероссийский конкурс красоты – ну, то есть, чистоты – нет никаких сомнений в том, что без призов Саратов бы не остался. Насколько престижна награда в номинации «За нетрадиционный подход и самобытность», конечно, еще вопрос, но местные чиновники и депутаты, безусловно, заслужили ее своими стараниями облагородить городской пейзаж при помощи установки памятников, а не уборкой территорий, насаждением зеленой зоны или ремонтом дорог. На днях в стенах выставочного зала местного отделения «Союза художников России» открылась экспозиция, во всей красе демонстрирующая плоды этого труда.

Название у выставки оказалось красивым, а цели и задачи – как минимум, любопытными. В аннотации к мероприятию даже нашелся следующий пассаж: «Современный город Саратов – это средневековье. Узкие, в большинстве своем грязные улицы; высокие дома, которые закрывают солнце; вечные пыхтящие «пробки»; свалки и мусорки; о дорогах, как таковых …! А так хочется, чтобы Саратов был архитектурно красивым, чистым, просторным, гармоничным и удобным. Поэтому мы позволим себе чуть-чуть надеяться, что наша выставка «Скульптура и живопись в среде города» чем-то поможет г. Саратову стать таким».

К сожалению, очень похоже на то, что размытость связанных с проведением акции чаяний сыграла с устроителями злую шутку. Конечно, руководствуясь самыми благими намерениями, куратор выставки, саратовский скульптор Андрей Щербаков, пригласил к сотрудничеству достаточно широкий круг художников, скульпторов и авторов, работающих в жанрах декоративно-прикладного искусства. И, тем не менее, конкретных предложений по изменению облика города под воздействием силы искусства в стенах галереи так и не прозвучало. Экспозиция больше напоминает капустник из, по большей части, уже хорошо известных зрителю работ.

Центральное место – если судить по количеству – отведено произведениям самого Щербакова. Тут и знаменитое «Сотворение», и «Японка», и даже образцы созданной по старинной технологии вышивки. Последняя, безусловно, хороша. Но само наличие ее на выставке вызывает недоумение: уж не предлагает ли, часом, автор облагородить этой красотой саратовские подъезды или, скажем, безликие коробки домов? Если это так, отбоя от желающих точно не будет.

Совсем «ручные» вещицы других авторов скульптурных форм – Павла Подосинникова, Виктора Ощепкова, Николая Бунина – перемежаются с живописными видами хорошо узнаваемых саратовских мест кисти Виктора Ситникова, Ирины Шин, Елены Мальцевой и прочих членов СОО ТОО «Союз художников России». Однако и эти произведения – всего лишь бесстрастная фиксация так возмущающих творческую интеллигенцию городских реалий. Среди прочих экспонатов на выставке можно найти даже макет недавно установленного на проспекте Кирова «символа» Саратова – скульптурной композиции «Огней так много золотых». Но особенно восхитителен сильно обглоданный остов рыбы под названием «Судак в тесте». Что и говорить, памятник рыбе просится на волжские берега уже давно. И, думается, борцы за экологию с удовольствием позлорадствовали бы над появлением на улицах такой страшилки.

Однако кое-что из обещанного анонсами обнаружить в галерее все-таки можно. На стенах выставочного зала размещены стенды с фотографиями, подробно иллюстрирующими установку таких известных творений саратовских зодчих, как «Сердце губернии» за забором правительственного комплекса, памятник «Вечному студенту» на территории СГСЭУ и некоторых других. С фотоснимками соседствуют эскизы монументов, которые могли появиться в Саратове, но по каким-то причинам так и не появились.

Побывав на выставке, к примеру, можно узнать, что вместо памятника Кириллу и Мефодию перед десятым корпусом СГУ вполне мог появиться высоченный постамент с символической фигурой, изображающей рождающегося гения (гений при этом возвышен, пернат и выглядит весьма довольным собой, всем своим видом свидетельствуя о том, что на свет он появлялся никак не в муках). Другая, не менее серьезная, скульптура чуть было не возникла в сквере «Первой учительницы». Оказывается, облагородить этот крохотный зеленый пятачок два года тому назад угрожал сам «Архангел Михаил». Не исключено, что возле этого стенда некоторые посетители смахнут скупую слезу: а вдруг появление архангела и впрямь отвадило бы от посещения сквера толпы асоциальных элементов из близлежащего частного сектора?

В общем, о чем призадуматься и даже взгрустнуть, на выставке есть – разумеется, при наличии изрядной доли воображения и искреннего беспокойства за судьбу родного города. Даже если грусть и беспокойство после посещения экспозиции не развеются, гости получат уникальную возможность пощекотать нервишки мазохистским «а вдруг?»

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28012010143101&oldnumber=517