"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (517) от 28.01.2010

Личный Опыт

Куда свозить себя на день рождения, или Женский взгляд на бывший соцлагерь

Светлана ТЕНЕТКО

Говорят, что день рождения, проведенный в другом городе или стране, может если не коренным образом изменить жизнь, то, по крайней мере, внести некоторые коррективы в заложенную «свыше» программу. Так почему бы не проверить эту теорию империческим путем.

Постновогодний Белорусский вокзал встретил туристической суетой. Создавалось впечатление, что все брестские поезда зафрахтованы турфирмами. Во всяком случае, наш поезд почти полностью состоял из тех, кто пожелал провести новогодние каникулы, столь щедро подаренные президентом и правительством «дорогим россиянам», а, следовательно, и потратить «заработанное непосильным трудом в условиях экономического кризиса» не на просторах необъятной родины, а в маленьких государствах старушки-Европы.

В поезде Москва–Брест отчетливо понимаешь, что, пожалуй, именно в этом месте ты можешь ощутить себя миллионером, ведь только здесь за российский рубль дают почти 100 рублей белорусских. Так что, стаканчик зеленого чая вам обойдется почти в 500 рублей, разумеется, белорусских.

Таможенными правилами на территорию Польши запрещен ввоз мясо-молочных продуктов, но каково же было мое удивление, когда в категорию молочных продуктов попал… шоколад. Однако пограничники – и белорусские, и польские – почему-то не слишком интересовались нашим багажом. И, на счастье, даже не покусились на мои запасы шоколада. Наверное, контрабандой, подрывающей местную шоколадную индустрию, считают вес в несколько килограммов или тонн.

Итак, довольно быстро пройдя обе границы, мы въезжаем в Польшу. Надо сказать, нашему автобусу повезло. Выехавшие чуть позже нас туристические автобусы застряли на границе почти на пять часов. Не надо и говорить, что Вроцлав эти туристы вряд ли смогли увидеть: во-первых, довольно поздно, а во-вторых, минимальное время «отстоя» или отдыха для водителей – не менее девяти часов. Далее наши утренние выезды будут напрямую зависеть от вечернего прибытия в отель.

Польша

На территории Польши в общей сложности мы проведем чуть больше двух дней. Основная часть времени – в дороге, так что качество польских дорог проверим на своей пятой точке в прямом смысле слова. Поскольку зимний световой день довольно короткий, то несколько польских городов, в которых мы будем останавливаться, смотрим, в основном, в сумерках ночных и предрассветных.

Первая короткая остановка на обмен валюты на злотые в канторе (обменнике), затем – то ли поздний завтрак, то ли ранний обед и – в путь. На кухне и магазинчиках я остановлюсь подробнее в другой главе.

Итак, наш курс на Варшаву. Городом прошли, как поется в одной песне, вернее, проскочили, потому что нас ждал один из старейших польских городов – Вроцлав. В Варшаву мы еще вернемся на обратном пути, но об этом тоже чуть позже.

Дороги и не пуганные олени

А пока мы едем по ровной, как полотно, дороге, наблюдая покрытые снегом поля с пасущимися на них косулях или оленях. Иногда эти парнокопытные выходят почти к самой дороге, но кажется, что проносящиеся мимо автомобили совершенно их не пугают. Одна такая копытная особа равнодушно поглядела на наш автобус, подняв точеную головку, и вернулась к своим делам. Когда мы въезжали в назовем ее «лесную зону», на этих участках довольно часто встречались знаки «Осторожно олени» и ограничение скорости до 50–60 км, которым водители следовали безукоризненно.

По шестиполосному автобану можно ехать с довольно большой скоростью (правда, наш водитель больше 110 не шел, все же зима), и легковушки нет-нет да обгоняли наш «дом на колесах». А вот на двухполоске легковушки послушно тащились перед нами за таким же автобусом, даже не пытаясь пойти на обгон, и умчались вдаль, прибавив скорость, лишь после того, как автобус свернул на другую дорогу.

Такая спокойная атмосфера на дорогах, похожие на книжные иллюстрации маленькие деревеньки или городки по обочинам, еще сохранившие рождественские и новогоднее украшения на домах и двориках, действовала весьма расслабляющее,и в то же время не давала покоя одна мысль: почему вдоль наших дорог деревенские дома стоят за высокими заборами, а наши водители без сигналов и обгонов не могут обойтись.

Старая легенда

Ближе к вечеру на домиках и во дворах зажигаются рождественские украшения-гирлянды. Создается ощущение, что едешь по некой сказочной стране.

Говорят, что существует старая легенда о трех братьях: Чехе, Лехе и Русе – прародителях трех народов и, как вы уже догадались, трех стран. Покинув родной дом, отправились братья искать место для себя и своего будущего дома. Увидев горы и холмы, покрытые лесами, полными всякого зверя и птицы, Чех сказал, что останется на этой земле. Два других брата пошли дальше, пока не дошли до равнины. Лех решил, что это прекрасное место для нового дома: поля, разбитые на равнине, дадут много зерна. А третий брат – Рус – отправился дальше, ну а куда он пришел и где построил свой дом, мы с вами знаем.

Как показывают дальнейшие развития событий, старший брат Чех оказался дальновиднее Леха в географическо-стратегическом выборе будущего дома. Равнинная Польша больше подвержена нападениям врагов, чем холмистая Чехия. Может, именно это обстоятельство – постоянная борьба с завоевателями – оказало влияние на национальное самосознание и свободолюбие поляков. В отличие от них, чехи свершено спокойно жили под Габсбургами не один век и, вроде бы, не испытывали при этом особого дискомфорта. На этой философско-исторической волне мы и въезжаем в один из старейших городов Польши – Вроцлав.

Город или переходящее знамя?

Над городом уже спустились вечерние сумерки. Обычно туристам показывают достопримечательности днем, и лишь самые выносливые из них в силах совершить экстремальные ночные вылазки по городу.

В небольшой вечерней экскурсии по Вроцлаву оказалось много интересного и необычного. По мнению нашего гида пана Кшиштофа, Вроцлав надо обязательно посмотреть именно ночью, так что, можно сказать, нам повезло.

Вроцлав – город с уникальной судьбой. В разное время он входил в состав Чешского королевства, Пруссии, Австрии, Польши. Вроцлав (старое русское название – Бреславль, немецкое – Бреслау) – один из самых крупных и самых старых городов Польши, расположенный на обоих берегах Одры. Через город протекает 5 рек: Одра и 4 ее притока – этакая польская Венеция, хотя мне он больше напомнил Санкт-Петербург с его многочисленными мостами и мостиками. До второй мировой войны в городе было около трехсот мостов, сейчас их осталось около 150. В 1997 году Вроцлав был свидетелем наводнения века (так высоко вода еще не поднималась), а последствия этого бедствия удалось ликвидировать за счет средств Евросоюза.

Побывав своеобразным «переходящим знаменем», в итоге, как очень точно подмечено в одном путеводителе, облик города формирует сочетание кирпичной готики немецких кирх, домов патрициев в стиле фламандского ренессанса и дворцов в стиле венского барокко.

Еще в XII–XIII веках в городе и его окрестностях селились валлоны и фламандцы, и тогда же во Вроцлаве появился даже целый квартал валлонских суконщиков. Но уже в XIII веке основная часть переселенцев из Западной Европы была представлена немцами, в основном из Саксонии и Тюрингии. В 1335 году Вроцлав вошел в состав Чешского королевства, став в нем вторым по величине городом после Праги.

Любопытно, что во время гуситских войн местные чехи приняли протестантизм, тогда как немецкое население оставалось верным католичеству. Но в 1523 году местные немецкие бюргеры перекинулись в лютеранство, а на Тумском острове, где находилась резиденция епископов, и в монастырях на островах на реке Одре образовался оплот католичества.

Когда город перешел под власть Австрии, новые власти, понятное дело, понастроили здесь множество шедевров барокко, но одновременно повыгоняли почти всех протестантов. В 1742 Пруссия отняла город у Австрии, и уже в следующем веке Вроцлав (Бреслау) стал вторым, по словам нашего гида, по величине немецким городом после Берлина, являясь таковым вплоть до 1945 года.

Проезжаем мимо ночного Ботанического сада, и вдруг ночное небо прорезают два подсвеченных шпиля кафедрального собора Иоанна Крестителя – красота и величие необыкновенные. Медленно в темноте в золотистой подсветке вырастают контуры готические контуры собора.

Поляки считают себя более верующими, чем своих соседей из Чехии (говоря, что верующих в Польше 90 процентов, а в Чехии всего десять), чему последние не особенно противятся. На Тумском острове – старейшей части города, помимо Кафедрального собора, расположено еще три костела. А в небольшом костеле в университетском комплексе, мимо которого мы проходили, еще шла служба. Сами поляки считают, что вера помогла им сохранить свою самобытность и Польшу в том числе. Посещать службы для большинства из них почти ежедневно такая же необходимость, наверное, как для нас просмотр ежевечерних новостей.

При этом Вроцлав – один из крупнейших студенческих городов: из 650 тысяч жителей 150 тысяч – студенты одиннадцати государственных и тринадцати негосударственных учебных заведений.

Ночной Вроцлав оказался лакомой штучкой, в зимнюю прогулку была внесена небольшая интрига: найти маленьких гномиков, попадающихся на нашем пути. Бронзовые малыши появились на улицах города в 2004 году как материализация поверий жителей города в то, что именно эти неутомимые подземные труженики содействуют росту и процветания их города. Каждый из вроцлавских гномиков имеет свое имя. Есть 2 Сизифа, которые катят тяжелый гранитный шар по мостовой у пешеходной части Рыночной площади. Есть Стражник, сидящий у решетки на Тюремной улице. На побережье реки Одра всегда готов помочь со стиркой любезный гном Прачка. К сожалению, уже было довольно темно, и гномика Прачку из-за снега на берегу мы не увидели. Зато первым гномиком, который встретил нас, был хранитель книг и знаний у входа в университетскую библиотеку.

Для туристов, посещающих Вроцлав, найти гномика самостоятельно – задача непростая. Ведь рост каждого бронзового малыша не превышает 30 сантиметров, а никаких указателей, извещающих о его местонахождении, нет. Энтузиасты уверяют, что в городе полно и самых настоящих живых гномов, надо, мол, только знать, как их искать.

К чести вроцлавян необходимо сказать, что с момента появления на городских улицах первого бронзового гномика не было зарегистрировано ни одной попытки утащить его в качестве сувенира или для сдачи в металлолом. Польским гномикам повезло больше, чем нашему Чижику в Петербурге, которого несчетное количество раз сдавали в лом. Может, рядом с ним пора выставить милицейский пост?

Существует еще одна версия появления гномиков, связанная с первой известной акцией Оранжевой Альтернативы (подпольная группа, а позднее хэппенинговое движение, действовавшие в нескольких городах Польши) – рисование гномов на стенах главных польских городов. Первый гномик был нарисован Вальдемаром Фидрихом (ныне польским художником) в ночь с 30 на 31 августа 1982 года на одном из домов вроцлавского района Бискупин. Гномы, появлявшиеся на пятнах краски, которой милиционеры закрашивали антикоммунистические надписи, вызвали среди местных жителей множество домыслов и слухов. Изображение гнома стало с тех пор символом Оранжевой Альтернативы, а ее создатели вывели шуточную теорию, согласно которой первоначальная надпись на стене символизировала некий тезис, закрашивание надписи – антитезис, а гном на пятне краски – синтез (отсылка на марксисткую и гегельянскую диалектику).

Акции Оранжевой Альтернативы не были идеологическими. Никакие серьезные требования во время них не выдвигались, а скандируемые лозунги были скорее сюрреалистичными – например, «Без гномов нет свободы!» Благодаря открытому формату акции к ней могли присоединяться различные группы, а также простые прохожие. Кульминационным пунктом истории Оранжевой Альтернативы был «Марш гномов» 1 июня 1988 года, когда на улицы Вроцлава вышли несколько тысяч человек, одетых в оранжевые шапочки либо что-то похожее на них. Об этом нам рассказал наш гид Кшиштоф, который, будучи студентом, сам участвовал в этих хэппенингах.

Несмотря на праздничные дни и студенческий характер, вечерний Вроцлав был немноголюден. Объяснение довольно простое – рабочий день в Польше и Чехии начинается довольно рано и заканчивается часам к 5–6 вечера; как правило, мелкие магазинчики тоже закрываются в это время. Дискотеки продолжаются максимум до полуночи – рано утром на работу. Молодежь подобный стиль жизни усваивает буквально с младых лет.

(Продолжение следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28012010142711&oldnumber=517