"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (517) от 28.01.2010

Слово Лидера

С. Митрохин о политической системе

(www.kremlin.ru)

22 января в Кремле под председательством Дмитрия Медведева состоялось заседание Государственного совета, посвященное вопросам развития политической системы страны. В заседании Госсовета приняли участие не только представители губернаторского корпуса, но и лидеры политических партий: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», – а также трех партий, не имеющих представительства в Госдуме: «Правого дела», «ЯБЛОКО» и «Патриотов России».

Редакция газеты «Богатей» публикует выступление на заседании Госсовета председателя Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» Сергея Митрохина, мнение которого том, что главной проблемой политической системы России сегодня является партийно-чиновничий монополизм, мы полностью разделяем.

C. Митрохин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Государственного совета!

Времени мало, поэтому я начну сразу с главной, ключевой проблемы нашей политической системы. Мы считаем, что этой проблемой является монополизм, который проявляется в трех основных направлениях. Первое – это монополия в органах власти и в парламентах всех уровней одной политической партии, представляющей в основном интересы чиновников и связанного с ними крупного бизнеса. Второе проявление монополизма – это полное доминирование исполнительной власти в системе разделения властей, подавление ею судебной и законодательной ветвей власти. И третье проявление общественное – это диктат одного общественного класса, диктат чиновников над всеми остальными группами и слоями нашего общества. Таким образом, мы делаем неутешительный вывод о том, что данная система в общих чертах воспроизводит советскую систему, главным пороком которой был как раз монополизм одной политической партии со всеми аналогичными, вытекающими из этого последствиями.

Именно эта монополия привела к тому, что политическая система СССР перестала реагировать на вызовы времени, попытки ее реформирования сильно опоздали, и это закончилось крахом и самой системы, и, к сожалению, вместе с ней крахом самой страны.

Возможно, что становление подобной системы после 90-х годов, после правления Ельцина, каким-то образом привело страну к стабильности, однако в самое ближайшее время может наступить такой момент, когда стабилизация перерастет в застой, вот именно такой застой, который привел к краху Советский Союз. И те кризисные явления, которые накапливались в результате отсутствия своевременных реформ и своевременной модернизации страны, вот такие же кризисные явления, как мы считаем, имеют место и сегодня.

Назову только самые основные. В государстве – отсутствие реального разделения властей. Но именно отсюда вытекает коррупция, это основная причина коррупции. Чиновник абсолютно бесконтролен, и при этом он распоряжается огромными ресурсами, как финансовыми, так и материальными ресурсами, в том числе и землей, без всякого контроля со стороны парламента, потому что парламенты на всех уровнях не просто несамостоятельны, они напрямую подчинены чиновнику и реализуют исключительно его интересы. Отсюда же и деградация системы правоохранительных органов, потому что тоже полная бесконтрольность. Отсюда и упомянутая прежде выступавшими фальсификация выборов как следствие стремления сохранить монополию одной партии.

У нас есть доказательства фальсификации выборов и в Москве, и в других регионах страны. Есть судебные иски в достаточно большом количестве. Есть, например, у нас 225 участков, по которым мы обратились с жалобами в Московскую городскую избирательную комиссию. Никакого хода этим жалобам не дано. И когда говорят, что мало исков в судах, извините, возникает вопрос: огромное количество свидетельств о фальсификации в интернете, в СМИ. Почему на это никто не обращает внимание? Если кто-то в Интернете признается в убийстве, этим же моментально займется прокуратура, следственный комитет. А если кто-то признается в фальсификации – а массовое количество таких признаний было, – никто на это почему-то не обращает внимание.

В политической сфере, в публичной политике отсутствует реальная полноценная политическая дискуссия. Политические партии лишены возможности работать в таких условиях – в условиях неравного доступа к средствам массовой информации. Непарламентские партии вообще сегодня практически лишены такого доступа. Я это говорю в первую очередь от имени своей партии – партии «ЯБЛОКО». Постоянное давление на некоммерческие объединения, всевозможные запреты, часто бессмысленные, продиктованные совершенно необоснованными страхами какого-то зарубежного влияния, – это тоже угнетающее направление в нашей публичной политике.

В экономике это, к сожалению, продолжающаяся консервация сырьевой зависимости; фантастический диктат естественных монополий, которые взвинчивают свои тарифы абсолютно бесконтрольно, неадекватно по экономической ситуации, которая существует, фактически облагают данью население и всю остальную немонопольную экономику. Лоббирование интересов крупного бизнеса также доминирует сегодня в экономической политике.

В обществе это уже упомянутый дефицит доверия к органам власти. Доверие только к первым лицам государства. К институтам власти доверия практически нет. И это ситуация, в условиях которой, конечно же, никакую реальную модернизацию проводить невозможно.

Мы, безусловно, поддерживаем требование, выдвинутое Президентом России, о необходимости модернизации нашей страны. Но мы считаем при этом, что нынешняя политическая система несовместима с модернизацией. Наоборот, так же, как и коммунистическая система времен позднего СССР, она фактически запрограммирована на стагнацию, демодернизацию и в конечном счете на деградацию страны. В данной системе нет предпосылок для раскрепощения созидательных сил общества, которые могли бы пойти в авангарде модернизации, поддержать активно и живо саму эту идею. В том числе нет мощного среднего класса, класса собственников, то есть таких собственников, которые решают свои проблемы без посредничества власти и способны представлять свои интересы на государственном уровне. Соответственно, и нет мощного класса наемных работников, они тоже пассивно зависят от государства. А значит, и нет самостоятельных, мощных профсоюзов и соответствующих левых партий, которые бы отвечали хотя бы тем критериям, которым отвечают такие партии в развитых странах.

Но возвращаюсь к собственникам. Вот свежий пример: вчера все СМИ сообщили о новом очередном сносе домов в поселке «Речник», и сегодня этот снос продолжается на глазах у всей страны. У кого сносят дома? Я отвлекаюсь от юридической стороны вопроса. Сносят у представителей среднего класса, которые накопили свои сбережения, хоть какие-то. Рядом поселок, называется «Остров фантазий», там живут чиновники и представители крупного бизнеса. Та же самая природоохранная территория, ее никто не трогает. Почему? Понятно почему – потому что у этих людей высокий статус. И вывод какой? Собственность у нас гарантирована не законом, а статусом. Закон только закрепляет этот средневековый принцип. Пока наш средний класс так бесправен, и в первую очередь в вопросах обладания собственностью, конечно же, никакая модернизация невозможна, потому что отношение к собственности и справедливость элементарная в распределении контроля на собственность – это и есть первое, что надо реформировать. Это есть первое, что надо модернизировать для того, чтобы все остальные задачи были решены успешно. И именно такой средний класс, повторяю, должен идти в авангарде модернизации.

Поэтому, еще раз, главное условие модернизации страны – это реформа политической системы, и основные направления этой реформы – демонополизация, создание условий для политической конкуренции, раскрепощение крупных социальных слоев общества, отделение власти от бизнеса и создание мощного класса полноценных собственников. Основные шаги этой реформы мы видим в следующем.

Во-первых, начинать надо со средств массовой информации, общество должно быть услышано. Политические силы, представляющие общество, должны вести диалог со всей страной, а не только с маленькими аудиториями через Интернет или какие-то отдельные независимые маленькие газеты и радиостанции. Мы констатируем, что в государственных средствах массовой информации, вещающих на всю страну, у нас сохраняется цензура. Эту цензуру надо отменять, может, или сразу, или постепенно, эволюционно, революционно – это не имеет значения. Уходить от этого надо, без этого невозможно дальнейшее развитие. Необходимо наказание за административное давление на СМИ и журналистов со стороны чиновников и устранение административного ресурса, который у нас везде является движущей силой государственной политики. Нужно начинать именно со средств массовой информации и, конечно же, обеспечения равного доступа политических партий. Сегодня этого доступа нет, непарламентские партии в этом вопросе абсолютно дискриминированы.

Дальше. Система выборов. Тоже начинать с демонополизации самих избирательных комиссий. Сегодня они подчинены исполнительной власти – это полный абсурд, потому что в исполнительной власти доминирует одна партия, заведомо создается преференция для одной партии. Диктат в этих самых комиссиях, отсюда, собственно говоря, и почва для фальсификаций. Мы считаем, что все комиссии должны формироваться самими партиями на равных условиях безотносительно представительства их в парламентах всех уровней.

Теперь фальсификация. Мы считаем, что необходимо ввести дифференцированную уголовную ответственность за каждый вид фальсификации. Не в общем виде, как сейчас это сформулировано в Уголовном, Административном кодексах, а за каждое конкретное действие: выдворение наблюдателей с участка, нарушения при составлении протоколов; по каждому виду нарушения – уголовная и административная ответственность, – работать будет гораздо легче. Мы считаем, что подсчет голосов надо осуществлять не в участковых комиссиях, а в территориальных. Это облегчит контроль за данным процессом, а именно это является самым слабым звеном, которое приводит к фальсификациям.

Мы считаем, что надо ввести запрет на практику так называемых «паровозов». Вот тут говорилось только что о том, что в чем-то кто-то там обманывает избирателей. Мне кажется, вот представитель той партии, который выступал, он в данном случае не совсем последователен, потому что обман избирателей начинается с той практики, когда идет губернатор во главе списка или кто-то очень известный, какой-то другой чиновник, например, в том же регионе, а потом он отказывается от мандата, и вместо него проходят никому не известные люди в парламент, которые, естественно, подчиняются ему во всем.

В партийной системе считаем необходимым снижение нормы численности для партий. Можно и до 5 тысяч человек, можно до десяти, как было раньше. Ничего страшного нет в том, что общество получит возможность выдвигать новые политические силы, и эти силы могли бы представлять их в парламенте. А с этой целью можно пойти и на снижение заградительного барьера как минимум до 5 процентов. Не надо бояться снижать и меньше – ничего страшного в том, что общество представлено различными политическими силами, нет. Наоборот, от этого будет только польза.

Общественным объединениям снять все запреты нелепые и бессмысленные, которые сейчас на них наложены. Они играют огромную роль в обществе, они помогают. Там, где власть понимает их значение, они помогают развитию страны и решению задач самой же власти.

Что касается государственного аппарата – отдельная, огромная тема. Но самое главное – необходимо исправление законодательства, антикоррупционное исправление законодательства. Сокращение того объема ресурсов, которым бесконтрольно распоряжается чиновник, – это и есть главная причина коррупции, и главная причина нашей коррупции не в том, что законы не исполняются, и не в том, что они нарушаются. Она состоит в самих законах, вытекает из самих законов, которые бесконтрольны. Парламент, подчиняющийся только чиновникам, принимает в интересах тех же самых чиновников. Это и есть корень всей коррупции, и заниматься этим должны независимые эксперты в том числе, и в том числе представители оппозиционных партий, иначе такое исправление будет абсолютно бессмысленным.

Считаем также необходимым комплекс мер по отделению власти от бизнеса. Это одна из самых порочных сторон функционирования нашей политической системы, этим надо заниматься. У нас есть комплекс мер, мы представляли Вам, Дмитрий Анатольевич, и раньше эти предложения, и будем направлять их дальше. Все эти меры в более подробном виде существуют и в нашей программе, и в наших разработках, мы готовы их представить.

В заключение хочу еще раз обратить внимание только на одно обстоятельство. Если реформа политической системы России не начнется сегодня, то Россия может пропустить ту точку невозврата, которую пропустил в свое время Советский Союз, не начав вовремя реформирование страны. И мы знаем, чем это кончилось. Надеюсь, что с Россией этого не произойдет, и мы будем как партия все для этого делать.

Спасибо.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28012010142110&oldnumber=517