"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 2 (516) от 21.01.2010

Вернисаж

Чудная выставка

Екатерина БОГДАНОВА

В слове «чудный» великий и могучий соединил столь богатую гамму значений, что, не будь даже фамилия саратовского художника Виктора Чудина так созвучна этому эпитету, все равно он – первое, что приходит в голову при взгляде на работы этого мастера. Очень может статься, что своеобразие чудинских полотен дано понять не всем – они потрясающе наивны и, в то же время, глубоко символичны. К счастью, эти оттенки смысла удивительным образом уловили и прочувствовали сотрудники Государственного музея К.А. Федина, на днях организовавшие в стенах музея четвертую в цикле персональную выставку Виктора Чудина.

С экспозиции «Зима», завершающей цикл «Четыре сезона Виктора Чудина», музей начал свою работу в посленовогодний период, на который пришлось завершение процесса ремонта музейных залов. Другим, не менее приятным совпадением, явился тот факт, что несколько лет назад, когда площади фединского музея также подверглись реконструкции, первыми в обновленной галерее были выставлены картины именно Виктора Чудина. В своем особом отношении к живописцу устроители экспозиции не замедлили признаться на торжественной церемонии открытия выставки.

«Первую выставку с Виктором Федоровичем мы сделали в 93-м году, – вспомнила заместитель директора музея по научно-методической работе Ирина Кабанова. – Многие из вас помнят, какие тогда развернулись безумные дискуссии, как мы спорили с нашими коллегами и с коллегами из музея Радищева, и как далеко зашел этот спор. Мы говорили о принципах современного искусства, о жанре портрета, о путях развития современного искусства. После этого в нашем музее было еще три выставки, и каждый раз их открытие становилось неким событием, некой отправной точкой для серьезной дискуссии либо углубленного разговора, который с плоскости живописи переходил на вопросы жизни, философии, вечных проблем бытия. Виктор Федорович Чудин – из тех художников, которых, без преувеличения, можно назвать гордостью современной культуры. Это художник, который открывает для внимательного зрителя такие глубины, такие неисчерпаемые возможности современного искусства, что отпадают всякие резоны в разговорах о его тупиках».

По замыслу организаторов выставки, нынешняя экспозиция служит своего рода итогом всего цикла. При ее создании устроители отступили от правила предлагать вниманию посетителей только свежие произведения художника и включили в выставку работы Чудина разных лет, начиная с середины семидесятых годов. Среди двадцати пяти полотен – такое количество было продиктовано исключительно вместимостью галереи – в причудливом смешении оказались реалистичные пейзажи, портреты, выполненные в манере примитивизма, и вещи, пронизанные эстетикой символизма. Наличие последних картин особенно характерно для всего выставочного цикла: по мнению Ирины Кабановой, даже изображение различных состояний природы у Чудина сводится к метафоре времен человеческой жизни. Кстати, отнюдь не все из представленных полотен были извлечены из мастерской художника – некоторые экспонаты были на время изъяты из частных коллекций, а часть заняли место в экспозиции, появившись из хранилища самого музея.

«Уже когда мы делали вторую выставку, мы поняли, что сезонов у Виктора Чудина на самом деле не четыре, а пять, – призналась заместитель директора по научно-фондовой работе Лариса Коновалова. – После четвертого времени года в творческом мире Виктора Чудина наступает пятый сезон, пятое измерение, которое называется вечностью».

Собственно, порождения «пятого измерения» в творчестве художника можно созерцать там, где это более всего пристало – под самым потолком выставочного зала. И стоит ли говорить о том, что, даже несмотря на эту, казалось бы, разгаданную загадку, многие ключи к пониманию творений художника еще предстоит найти.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21012010120636&oldnumber=516