"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 2 (516) от 21.01.2010

Худсовет

От Россини до «Кузнечика»

Светлана ТЕНЕТКО

По российской традиции мы празднуем не только Новой год 31 декабря, но и не забываем отметить Старый Новый год, хотя звучит это довольно странно, 14 января. В новогоднюю ночь филармония сделала своим зрителям подарок выступлением «Трио-Соната». В староновгоднюю – еще один подарок – премьера концертной программы великолепного дуэта Соколовой и Мангасаряна «Огни Большого города».

Сыгранный тандем Ирины Соколовой (фортепиано) и Павла Мангасаряна (аккордеон) уже хорошо известен саратовскому зрителю. Музыканты каждый раз преподносят приятные сюрпризы своими программами. Но концерт не был бы настолько запоминающимся и зрелищным, если бы не его ведущая – музыковед Валентина Агафонова, сумевшая вдохнуть в него поэтичность, лиризм, настроить зрителей на «одну волну» с музыкантами и перенести из филармонического зала в Большой город Музыки.

И вот зрители вместе с «Россинианой» В. Зубицкого оказываются в веселом, легком, немного беспечном мире Фигаро и Севильи XVIII века. Оставив Севилью, ведущая переносит нас во Францию, в другую эпоху, в век двадцатый, в котором мы и останемся до конца программы.

С этого момента начинается знакомство с человеком, без которого программы вообще могло не быть – Владимиром Мишле – автором всех последующих «Фантазий» (Эдит Пиаф, Чарли Чаплин, «Кузнечик»), из которых, собственно, и состоял концерт. Некоторые «Фантазии» Мишле уже звучали в исполнении Соколовой и Мангасаряна в прошлом году в программе «Рапсодия в стиле танго»: фантазии на темы Гершвина и танго. Можно сказать, «Фантазии» – оригинальное направление в творчестве саратовского композитора, своего рода его «фишка». Лишь «Фантазии на темы Астора Пьяццоллы» принадлежат В. Зубицкому, которые, по скромному признанию Мишле, он только «посмотрел», сделав аранжировки для фортепиано и аккордеона.

Композитор присутствовал на премьере вовсе не в роли «свадебного генерала»: как истинный джентльмен, он просто не мог оставить прекрасную пианистку и очаровательную женщину Ирину Соколову в затруднительном положении и взял на себя довольно ответственную роль – переворачивать страницы партитуры. Не стоит думать, что это так легко и просто.

И когда зрители, безмятежно плывущие по музыкальным волнам, уже были близки к состоянию нирваны, в программе вдруг происходит совершенно неожиданный поворот. Валентина Агафонова рассказывает о работе Мишле в ансамбле «Бим-Бом» и конкурсе «Музыканты шутят», в котором была исполнена поэма «Памяти Кузнечика», того самого, из мультфильма о Незнайке. Чтобы достопочтимой публике стала яснее глубинная суть произведения автор, Владимир Мишле, довольно серьезно, без тени улыбки, перед началом исполнения поэмы дает небольшую преамбулу, которую мы позволим себе процитировать.

«…Вы в какой-то степени знакомы с историей зеленого Кузнечика, который погиб в результате террористической акции, предпринятой против него прожорливой Лягушкой. Все его существо – нежное, хрупкое, с детства воспитанное на идеалах добра, красоты и любви к прекрасному – протестовало против этой несправедливости, но в то же время ничего не могло поделать в ответ на этот мерзкий и подлый выпад со стороны Лягушки.

Эта трагедия, на наш взгляд, достойна пера таких титанов, как Эсхил, Софокл, Шекспир, Бетховен и Паганини, которые – как недавно выяснилось – этим сюжетом вплотную не занимались.

Первая и единственная часть написана в форме двух предложений и одной жалобы Кузнечика на свою слабую третью долю. В то время, когда лейт-тема Кузнечика приближается к точке своего золотого стрекочения, – экологическая ниша, образованная дружным отсутствием жужжащих мух (с которыми дружил Кузнечик), постепенно заполняется утолщенной мелодией прожорливого брюха. Конвульсивные секвенции безотрадной думы Кузнечика растворяются в ее 12-ти перстном ладу. Неотвратимо развивается поджелудочная полифония…

Омажоренный минор, оминоренный мажор, еще одна малая секунда, и мы с вами интуитивно ощущаем, что благодаря постепенному нагнетанию большеберцовых параллелизмов и ленточно-червеобразному вступлению голосов – лейт-тема прожорливого брюха лягушки наконец-то достигает своей проектной мощности.

В стругатто струнных отфуговываются микроструктуры нарастающих хроматизмов Кузнечика, и в муках акцентно-долевой деструкции рождается фуга, период обращения тем которой хорош тем, что, не используя тем, композитор, вместе с тем, создает ряд систем, представляющих собой классический образец написания индекса-вертикалиса, показатель которого включает в себя 410600 мм рт. ст. по Гринвичу в эпоху раннего Ренессанса.

В стремительной интервалике и интерколесике сцепления фуги со своей центрифугой ясно прослушивается коленчатость Кузнечика, не переварившего Лягушку. Из этого подспудного протеста органически вытекает финал произведения…»

Ну, кто бы мог подумать, что детская песенка про Кузнечика может вдохновить на столь «грандиозное» произведение, включившее в себя не одну музыкальную эпоху, можно сказать, «от Моцарта до «Кузнечика». «Кузнечик», пожалуй, был самым озорным, веселым всплеском в программе. На смену ему приходит «маленький человечек» в больших ботинках – смешной чудак Чарли Чаплин. «Маленький человек», который и сейчас заставляет людей смеяться и плакать над своими ролями и картинами. Грустный и мудрый Чарли Спенсер (Чаплин) в одной из своих юбилейных речей «Быть самим собой» очень точно и емко дал понятия восьми основным «человеческим» заповедям: самоуважению, зрелости, уверенности в себе, простоте, любви к самому себе, скромности, удовлетворению, мудрости сердца и жизни. «Нам больше не нужно бояться споров, конфронтаций, проблем с самими собой и с другими людьми. Даже звезды сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это – «Жизнь».

На этой жизнеутверждающей ноте концерт, по замыслу, должен был бы и закончиться. Но зрители были настолько вовлечены в происходящее, что расходиться вовсе не собирались. «Сердце» Дунаевского подпевала добрая половина зала совершенно спонтанно. Наверное, если бы музыканты не ушли из зала в гримерки, «бисовки» могли бы продолжаться довольно долго.

Уже после концерта были слышны вопросы к администратору о том, когда будет следующее выступление. Надеемся, что «Большой город» зажжет огни «Фантазий» Мишле еще не раз в этом сезоне.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21012010120542&oldnumber=516