"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 2 (516) от 21.01.2010

Худсовет

Распутные гении

Лана СОКОЛОВА

16 января в зале областной библиотеки на Горького был, можно сказать, аншлаг. Трудно сказать, вызвано ли это названием музыкально-литературного вечера «Проклятые поэты» или интересом

к творчеству основоположников символизма XIX века Полю Верлену и Артуру Рембо.

Несколько странным показалось, что предварявшее вечер представление книг и статей о поэтах, а также их произведения из фондов библиотеки, устроенное на небольшом столе в читальном зале, соседствовало с литературными трудами автора программы Натальи Кравченко. Причем немногочисленным заинтересовавшимся этой презентацией посетителям предлагалось взять тут же на абонементе книги поэтессы, а отнюдь не произведения французских символистов, ради которых и собирали достопочтенную публику. Возможно, библиотека не располагает достаточным количеством экземпляров произведений этих поэтов и, дабы не создавать ненужного ажиотажа, решила не привлекать к ним особого внимания. Несколько обескуражило и то, что на столе на сцене вместо произведений Рембо и Верлена были расставлены книги автора программы.

Начало программы было довольно многообещающим: краткий экскурс в биографию и литературное творчество Верлена и Рембо со вставками из его произведений в исполнении Д. Авртова и самой Натальи Кравченко и небольшим видеорядом. Видно, что автор владеет материалом и хочет донести до слушателей как можно больше. Но в желании рассказать как можно больше и заключаются некоторые подводные камни.

Дальнейшее жизнеописание совместной жизни Верлена и Рембо получилось довольно затянутым, как по времени, так и по изобилию информации. Подробности и мелкие детали, несомненно, могли бы стать своеобразными изюминками вечера, если бы их не было так много. Создавалось впечатление, что присутствуешь то ли на лекции по зарубежной литературе, то ли слушаешь рассказ из серии ЖЗЛ. Автор, вероятно, стремясь как можно полнее раскрыть свой замысел, слишком много внимания уделяет цитированию писем, стихов и рассказам об их содержании.

Видеоряд для «Пьяного корабля» Рембо, в который вошли картины Айвазовского, Рейсдаля, Тернера и др., изображающие корабли в разную погоду и время суток, после 3–4 слайда сливается в восприятии в одну картинку корабля и моря.

Удручающе время от времени выглядит пустой экран. Много времени уделено слайдам памятников поэтам, которые, вероятно, можно было бы демонстрировать в процессе рассказа. Возможно, стоило бы сделать к слайдам соответствующие подписи, что позволило бы сэкономить время автору, а зрителям полнее насладится видеорядом, не отвлекаясь от рассказа.

Автор довольно много времени уделяет рассказу о жизни и смерти Рембо после разрыва с Верленом и лишь тезисно обозначает дальнейшую жизнь второго.

В чем же состояло «величайшее проклятье, мука и счастье этих двух гениев французской литературы», как заявлено в пресс-релизе, – в однополой любви, в непризнанности собратьями по перу, в том, что Верлен и Рембо сами не желали вписываться в окружающий мир буржуазного успеха и скучной добропорядочности – этот вопрос остается открытым, и каждый зритель решает его для себя по-своему.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21012010120455&oldnumber=516