"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 2 (516) от 21.01.2010

Образ Жизни

Новогодний экстрим по-русски

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Тем, кому будет интересно съездить к анастасийцам в Карелию, возможно, окажутся полезными поправки к Атласу дорог, которые поневоле пришлось делать на протяжении всего пути по северу России. Дорога на бумаге, как известно, гладка. И «Дорожная карта» от Саратова до поселения анастасийцев Залесье у Онежского озера выглядит достаточно просто. Саратов – Пенза – Зубова Поляна. Здесь развилка: прямо – на Москву, направо, через «заповедны и дремучи стары Муромски леса» – на Муром, Владимир, далее – Суздаль, Ярославль, Иваново, Вологда. Святые русские места! После Вологды крупных городов по трассе вплоть до паромной переправы через Свирскую губу у Онежского озера не имеется. Туда и держим путь.

(Продолжение. Начало см. в № 1 от 14 января 2009 года)

Через святыни и лагеря

Предстоящая дорога в России сразу вызывает в памяти множество мудрых высказываний о таком национальном явлении, как российская дорога. Начиная, конечно же, с того, что в России есть две напасти – дураки и дороги, и исключающего первое – в России нет дорог, а есть направления. Известно также замечательное правило: «Дорожные знаки могут шоссе превратить в лабиринт». В последнем пришлось убеждаться много чаще, чем в том, что в России нет дорог. Увы, главное препятствие на дорогах – дорожные указатели. Встречаются среди них, конечно, и вразумительные. Но там, где они нужнее всего, при выезде из городов или на развилках, их либо нет, либо они способны только запутать путешественника.

Первый же участок на дальнем пути на Север уже покажет все, на что способны дорожные службы. Перед Муромом путешественникам предстоит проехать по крайней западной части республики Мордовия. Если такое случится ночью, то здесь наверняка предстоят первые блуждания из-за отсутствия указателей. В этом случае любознательному путешественнику выпадет шанс увидеть хотя бы снаружи, что такое знаменитые мордовские лагеря. Они протянулись цепочкой из 20, примерно, лагерей вдоль тупиковой железнодорожной ветки, будто специально для лагерей и сделанной, от Зубовой Поляны и Потьмы до Барашево, образовавшей так называемый Дубравлаг – Дубравное лагерное управление с центром в поселке Явас. Символическое словечко, однако: «А вот, мол, я – вас!». Не сосчитать, сколько политических заключенных прошло через эти лагеря. Где-то под утро между Явасом и каким-то Лесозаводом мы заблудились. Не думаю, что и днем все это наследие советского режима выглядит живописно, но ночью заборы, вышки, кое-где красные, почему-то, фонари являются «украшениями», делающими поездку по российскому Северу экстремальным туризмом.

Ощущение экстрима усиливается от того, что не к кому и обратиться с просьбой помочь выбраться из лабиринта непонятно какого лагерного поселка, через который пролегает трасса. Ни людей вокруг, ни огоньков, кроме как над заборами лагерей. Вот уж точно, полная «потьма»! Редкие в это время машины проезжают мимо, как зачумленные. Даже попытка встать поперек дороги, чтобы кого-то остановить, не помогла. Наугад рванулись за одной из машин, к счастью, приведшей нас к КПП. Там о нас, оказывается, уже были оповещены… как о какой-то шальной машине, пугающей порядочных людей на дорогах. Это, видимо, постарались те, у кого мы тщетно пытались получить помощь. Узнав, что мы из Саратова, ГИБДДешник меланхолично сообщил, что у них в данное время с проверкой находится какой то генерал из Саратова, и спросил: не могли бы мы его забрать с собой? Странную это просьбу мы никак выполнить не могли, с тем и расстались.

Дорожные указатели, конечно, – это дорожное бедствие. А дороги все-таки в России уже есть! Иногда даже хорошие и очень хорошие. Саратовская часть России в этом отношении исключение, но она и во многих других отношениях – «исключение». Но, даже не поминая саратовщину, приходиться сожалеть, что хорошие дороги встречаются участками, перемежаемыми направлениями. Уж на что, казалось бы, главная дорога страны – Петербург–Москва, однако она – одно из главных проклятий автомобилистов. Эта главная трасса на большем своем протяжении трехполосная, если считать движение в обоих направлениях. Две полосы в одном направлении, одна – во встречном. Так – на протяжении 400–600 метров, а затем разметка меняется, о чем предупреждает знак. Это означает, что 400–600 метров, двигаясь по двухрядке, можно обгонять тихоходов, а на следующем отрезке это могут делать машины встречного потока. Иногда такие гонки с препятствиями прерываются нормальной магистральной частью: по три полосы в каждом направлении с разделительной полосой между встречными движениями. Это дает кратковременный отдых водителям. О приближении таких участков предупреждают мигающие знаки – как входные семафоры, призывающие к бдительности: задремав на однополоске, недолго влететь и на разделительный барьер.

Можно представить, какие на этой федеральной трассе образуются цепочки из громадных и сравнительно тихоходных фур и рвущихся их объехать, хоть бы и по обочине, мощных быстроходных иномарок, и как это изматывает водителей. И это главное, что способствует авариям, а не нарушение режима движения, – оно вторично. Потому-то нет-нет, да и приходится объезжать то вылетевшие на обочину, то столкнувшиеся машины или завалившуюся на бок фуру.

И снова приходится поминать работников дорожных служб, устанавливающих указатели! Федеральная трасса М18 Петрозаводск – С.-Петербург. Европейский стандарт Е105. Надписи на указателях на русском и финском языках. Ух – ты, ах – ты! Ночь. Метель в лоб. Трасса приличная, но едва ползем. Указатель: до С.-Петербурга 420 км. Через минуту: до С.-Петербурга – 406 км. Хорошо идем, хотя как-то быстровато. Еще через минуту: до С.-Петербурга – 420 км. Странновато, однако. А спустя еще некоторое время дорога и вовсе пошла вспять: до С.-Петербурга стало 425 км. Подобной дури не встречалось даже среди мордовских лагерей. Правда, там вообще ничего не встречалось, но уж лучше ничего среди лагерей, чем дурь на европейской трассе.

Дорожный бардак, однако, имеет и свои плюсы. Благодаря бестолковости дорожников только и можно услышать потрясающее по лаконичности и изобретательности русское дорожное словотворчество. Возвращаясь уже в Саратов и съехав с московской кольцевой на Новорязанское шоссе, отмеченное на всех атласах и картах как трасса М5, мы вдруг увидели указатель М7, обозначающий трассу на Нижний Новгород, но съезд на которую был на кольцевой минут 10 назад. Ничего не понимая, мы стали останавливать машины и разбираться. Один из водителей наговорил такого, что последуй его советам, пришлось бы долго еще кататься по кольцевой. Со вторым повезло – он был краток: «Епашь, епашь, епашь прямо. Там в Люберцах увидишь указатель». Так оно и вышло, хотя даже краткость не спасла от блужданий уже по городу Люберцы. Указатель был поставлен… за перекрестком, куда следовало свернуть, на отдалении от угла квартала и наискосок к нему. Будто специально для того, чтобы водители проскакивали, затем сдавали задним ходом, и – тут как тут – ГИБДДешник с сакраментальным: «Нарушаете!». В сговоре они, что ли, дорожники с ГИБДДшниками?

Чудны и очень говорящи названия, встречающиеся в пути. В пути, собственно, только по настоящему и задумываешься о сакральном смысле названий. Наверное, потому, что, следуя одно за другим, они побуждают к сопоставлениям. Упоминавшаяся Потьма – тому пример. Даже не переставляя ударения, понятно, что это – мрак, блуждания «по тьме», в потемках, безнадега, словом. И ведь так оно и есть – наш мимолетный опыт тому свидетельство. Безгранична в придумывании названий фантазия народная. Выдропужск, – как вам это понравится? То ли выдру здесь люди «запужали», то ли сами люди выдрой запуганы. Интересно, как сами жители себя называют: выдропужцы и выдропужанки? Или выдропужскцы и выдропужскганки, прости Господи? А вот название городка на главной дороге страны: Глуховицы. Можно подумать, что глухомань беспросветная? Можно. И, видимо, чтобы такого не подумали, глуховичане придумали лозунг и украсили им мост на границе города: «У России три столицы: Москва, Питер и Глуховицы!». Такая вот поправка к географии.

Третья «столица» запоминается и еще одним географическим изыском. Перед ней, если ехать от Москвы к Питеру, главная российская дорога пересекает речушечку с премилым названием Малявка. Оно бы ничего больше из этого не следовало, если бы не близкая и следующая за ней тоже речушка не называлась потрясающе сочно: Вобля. Изумление вынудило нас остановиться и запечатлеться на фото рядом с сим занимательным объектом. Байка на этот счет такая. Ехал как-то в стародавние времена, когда вместо мостов были броды, по этой дороге то ли царский стольник, то ли сборщик податей. Подъехал к первой речушке, осмотрелся, оценил: «малявка», мол. И дал команду переправляться. Затем подъехал к следующей, такой же по виду речушке, и, забыв, видно, мудрость «не зная броду, не суйся в воду!», привычно, также ринулся вброд. Да и застрял. «Вобля!» – в сердцах воскликнул царский стольник. Оно и закрепилось: слово-то – почти царское. Так до сих пор и соседствуют эти речушки: Малявка и Вобля. Поскольку ехали от Питера, «третьестоличные» сюжеты раскручивались перед нами в обратном направлении, что, однако, не меняет сути байки. А других версий слышать не приходилось.

Но все же есть, есть уже в глубинке России места, где становятся бытом даже европейские стандарты. На такое место мы наткнулись в неведомой деревне Буньково на трассе Иваново – Ярославль в 11 километрах от «города невест». Наткнулись, находясь в довольно тягостном состоянии от неудачной попытки перекусить на выезде из Иваново. Проезд через него пришелся на темное время, и прежде чем выехать в направлении на Ярославль, пришлось покуролесить по городу невест, по причине все той же безалаберности в установке указателей. Мало того, попытка перекусить в кафе на окраине города оказалась неудачной. Мы хоть и встретили понимание буфетчицы, но помочь она нам не могла в силу своей полной невменяемости, то есть, видимо, слишком ранней встречи Нового года. Удрученные и голодные, мы почти бежали из этого придорожного заведения в ночную мглу.

И вдруг – похожее на чудо видение: переливающееся предновогодними огнями светлое здание у дороги с немудреным и, однако, вызывающим названием: «Провинция». Заведение, как мы узнали позже, существует под лозунгом «Там, где природа и только мы». Лозунг оказался буквально к месту и ко времени. В этот вечерний час мы оказались единственными посетителями в довольно большом зале, где обнаружили такое, чего и в городе не сразу найдешь. Но об этом удивительном заведении стоит рассказать отдельно.

(Продолжение следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21012010115046&oldnumber=516