"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 2 (516) от 21.01.2010

Реплика

Они были первыми

Александр СВЕШНИКОВ

15 января в Саратовском Доме трезвости собрались те, кто хотел отдать дань событиям сорокалетней давности, когда

в областном суде был объявлен суровый приговор шести студентам, рискнувшим, объединившись в «Группу революционного коммунизма», рассказать согражданам о той лжи, которую ежечасно обрушивает на их головы коммунистическая пропаганда, выдавая партийно-номенклатурно-государственный строй за первую стадию коммунизма – социализм, якобы построенный точно в соответствии с марксистско-ленинским учением.

15 января в Саратовском Доме трезвости собрались те, кто хотел отдать дань событиям сорокалетней давности, когда

в областном суде был объявлен суровый приговор шести студентам, рискнувшим, объединившись в «Группу революционного коммунизма», рассказать согражданам о той лжи, которую ежечасно обрушивает на их головы коммунистическая пропаганда, выдавая партийно-номенклатурно-государственный строй за первую стадию коммунизма – социализм, якобы построенный точно в соответствии с марксистско-ленинским учением.

О том, как, с подачи чекистов и при участии прокуратуры, совершалось советское «правосудие», газета «Богатей» рассказала в № 1 за 14 января 2010 года (статья «Гордый призыв к свободе, к свету»). О некоторых подробностях деятельности Группы революционного коммунизма, следствия и судебного процесса рассказал на встрече в Доме трезвости один из шести осужденных – Александр Романов.

О противоречиях между декларируемыми в Моральном кодексе строителя коммунизма (1961 год) принципами «коллективизма и товарищеской взаимопомощи, честности, правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни» и т. д., с одной стороны, и закрытыми распределителями и льготами для партийных чиновников – с другой, знали в то время многие. Но решиться открыто разоблачить лицемеров могли только единицы. Для этого нужно было обладать как раз прописанными в Кодексе качествами.

Хрущевская оттепель принесла свои плоды, и такие подвижники нашлись в среде молодежи, родившейся в последние годы жизни кровавого тирана и пришедшей к зрелому возрасту к концу 60-х годов, когда относительная свобода начала стремительно уходить в прошлое и начиналась эпоха реставрации имперских амбиций. Страна возвращалась в эпоху репрессий и чекистской борьбы с инакомыслием. И из недавнего бытия вновь возникла зловещая фигура «вождя всех времен и народов» – Иосифа Сталина.

(Я хорошо помню, как, будучи в 1969 году в Москве, пошел в кинотеатр «Россия» на премьеру фильма «Освобождение». И когда на экране впервые с 1956 года появился Сталин в исполнении актера С. Закариадзе, в зале раздались бурные аплодисменты.)

Сегодня, по прошествии исторического отрезка времени, ясно представляешь себе, что участь этих молодых людей была с самого начала предрешена. А ведь они посягали не на святая святых – коммунистическую антидемократичную державность, как то делали известные диссиденты, позднее высланные или покинувшие страну, но хотели обратить внимание партийных бонз на их собственные ошибки. Тогда в чем же была их вина перед этими бонзами? Что есть их подвиг? Борьба в целом с системой? Пожалуй, нет. Отрицание коммунистической идеи как таковой? Тоже, вроде бы, нет.

Протест молодых людей – скорее, не политический, а нравственный. Они восстали против лжи и лицемерия, против насилия над личностью, за свободу выражения собственного мнения. И вот за это и поплатились свободой. Это – высший подвиг, потому что он находится в духовной сфере, в сфере человеческих чувств и мыслей, а не в сфере узкополитических приоритетов и интересов. Такой подвиг, на мой взгляд, достоин особого уважения.

У Герцена есть такая мысль: истинная свобода в России наступит тогда, когда народится подряд три непоротых поколения. Оттепель конца 50-х – начала 60-х годов прошлого века вызвала к жизни одно такое «непоротое» поколение. Но реализовать себя в полной мере оно не смогло, не успело, поскольку страна в очередной раз рухнула в пучину идеологической зашоренности и полицейщины.

Следующий раз это случилось в конце 80-х – начале 90-х годов. Но возникшая в начале XXI-го века путинская Россия в чекистском обрамлении подавила все попытки вновь народившейся генерации свободных людей сделать Россию действительно демократической страной без всяких извращений типа суверенной или управляемой демократии. Как и в 60-е годы, второго непоротого поколения мы так и не увидели, а увидели разгул олигархически-бюрократической вседозволенности, обеспеченной отнятыми у народа огромными богатствами. И сменившая КГБ контора под названием ФСБ снова, в нарушение прописанных в новой Конституции прав человека на свободу выражения своего мнения и на проведение «мирно и без оружия» протестных акций, стала цитаделью борьбы с инакомыслием, используя мощный арсенал правоохранительных органов и прокурорское прикрытие.

История учит тому, что она ничему не учит. Но у нас должно хватить ума, сил и воли, чтобы не только отдать дань уважения студентам конца 60-х, но и увековечить их нравственный подвиг, о чем попросил собравшихся в Доме трезвости Евгений Корольков – сам активный участник событий конца 80-х – начала 90-х годов.

Наш долг – сделать все, чтобы на месте закладного камня в сквере на Театральной площади появился, наконец, памятник всем, кто во времена коммунистического тоталитаризма был подвергнут политическим репрессиям. И в первую очередь – шести саратовским студентам, положившим на алтарь свободы годы своей жизни, проведенные в неволе.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21012010114641&oldnumber=516