"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 42 (512) от 10.12.2009

Проблема

Здоровье нации: умеренность и культура

Пресс-служба Группы компаний «КиН»

Алкоголизм в нашей стране приобретает характер национального бедствия. Согласно данным об объемах розничных продаж,

в год на каждого гражданина РФ, включая младенцев, приходится примерно 50 бутылок водки. Чтобы отучить россиян от пагубного пристрастия к «беленькой», некоторые законодатели предлагают даже ввести искусственные ограничения на ее производство. Однако статистика отравлений контрафактным алкоголем свидетельствует о том, что подобные меры вряд ли способны решить проблему. Гораздо важнее сегодня воспитать у граждан – прежде всего молодежи в возрасте 20–25 лет – культуру умеренного отношения к спиртному.

Воспитание вместо запретов

Отсутствие культуры пития и должного воспитания чревато неотвратимым развитием алкоголизма. Постоянно, по поводу и без, выпивающий человек очень быстро перестает отдавать отчет своим действиям и теряет чувство меры. Конечно, проще всего запретить спиртное. Однако практика «сухих законов» свидетельствует о том, что подобный подход проблему не решает, а лишь создает благодатную почву для контрабанды и подпольного производства спиртного.

По-настоящему искоренить пагубную тенденцию можно лишь через трансформацию общественного мнения об алкоголе. «Напитки нужно не пить, а наслаждаться ими, – говорит исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции Михаил Блинов. – Когда человек употребляет небольшое количество спиртного в окружении приятных ему людей, это может снять напряжение, стимулировать положительные эмоции. Но после определенного количества спиртное, даже самое изысканное и качественное, уже не стимулирует, а подавляет положительные эмоции. Поэтому важно знать меру и научиться никогда не выходить за ее пределы». Именно этому посвящено содержание многих агитационных мероприятий, инициируемых сегодня государством. Одним из примеров может служить медийный проект Первого канала «Общее дело», предлагающий зрителям задуматься над проблемой алкоголизации общества.

Нужно отметить, что многие общественные и коммерческие структуры проявляют в борьбе с пьянством не меньшую активность, чем государство. Так, в начале этого года компанией «КиН», лидером российского рынка коньяка, был запущен интернет-проект «Знай меру». Казалось бы, зачем производителям спиртного включаться в борьбу за трезвость? Однако не все так просто. Чем выше алкоголизация общества, чем ниже уровень жизни граждан, а значит, и спрос на потребительские товары, в том числе и на алкогольные напитки. Зависимому человеку все равно, что пить, поэтому качественную продукцию он замещает дешевым контрафактом. Таким образом, проблема алкоголизма влечет за собой еще и криминализацию производства спиртного.

Поэтому алкоголизм – настоящий бич для легальных производителей спиртных напитков. «Наша цель – объединение носителей культуры умеренного отношения к алкогольным напиткам с тем, чтобы распространить ее среди широких слоев потребителей, – рассказывает Екатерина Гамова, руководитель Департамента внешних коммуникаций Группы Компаний «КиН», лидера российского рынка коньяка. – Хотим мы того или нет, но алкоголь присутствует в жизни практически каждого современного человека. Рано или поздно, молодежь все равно с ним столкнется. Поэтому так важно привить обществу навыки культурного отношения к напиткам».

История с географией

Важность воспитания культуры пития подтверждает опыт некоторых народов, исторически занимающихся производством спиртных напитков. Например, в Греции, Молдавии, Грузии вино присутствует почти в каждом доме и часто в большом количестве. Здесь его считают таким же необходимым продуктом, как хлеб, однако пьяниц на улицах городов этих стран вы не встретите. Все дело в том, что вино здесь – не просто алкогольный напиток, но атрибут культуры, а потому и отношение к нему соответствующее. «В наших семьях детей учат, что этот напиток нужно употреблять осознанно, – объясняет жительница Тбилиси Нонна Пичхадзе. – Молодое поколение всегда присутствует за столом, где за бокалом вина ведутся семейные беседы. Воспитанные в таких традициях люди никогда не станут пить до тех пор, пока не достигнут состояния опьянения».

Как отмечает кандидат медицинских наук Андрей Прокофьев, главный врач наркологической клиники «Пармамед», для многих стран Средиземноморья характерен так называемый «южный» тип потребления (тип «А»), представляющий наименьшую угрозу развития алкоголизма. При этом напитки употребляются довольно часто, однако в небольших количествах и в основном виноградные (вино, коньяк). Тогда как в России, Финляндии и некоторых северных странах преобладает тип «С» (или «северный»), когда выпивают пусть и не регулярно, но помногу, причем главным образом водку. Врачи считают, что такая традиция опаснее всего. Показательно, что определяется тип потребления не только (и не столько) географическим положением страны, но и общественной культурой отношения к спиртному.

Рассматривая проекты «Знай меру» и «Общее дело» с этой точки зрения, можно сказать, что они адресованы в том числе и молодым родителям, на собственном опыте постигающим азы воспитания. «Сегодня в России средний возраст вовлечения в алкоголизацию – 13 лет. Поэтому начинать воспитывать в ребенке трезвое отношение к спиртному нужно года за три до его наступления, в 10 лет», – уверен Андрей Прокофьев. А для этого и сами родители должны быть хорошо подкованы в соответствующих вопросах.

Алкоголь в общественной жизни

Однако воспитание в семье – это лишь половина дела. Не менее остро стоит сегодня проблема присутствия алкоголя в общественной жизни. В Европе это поняли уже давно. Так, благодаря последовательной и продуманной политике французского правительства, в этой стране за последние 40 лет потребление алкоголя лицами старше 15 лет сократилось на 38 %, а уровень подросткового алкоголизма упал вдвое. Добиться этого удалось благодаря применению комплексных мер: постепенного повышения цен на спиртное, антиалкогольной пропаганды, а также ограничения употребления алкоголя (и табака) в общественных местах (т. н. «Закон Эвина»).

Кстати, последнее особенно актуально для России. Чего только стоит пагубная традиция «усугублять» на рабочем месте или поощряемые некоторыми руководителями корпоративные торжества с обильным возлиянием. «Если человек постоянно находится в коллективе, где регулярно выпивают, то отказ от чрезмерного употребления алкоголя может быть воспринят окружающими как вызов. А признать, что ты другой, порой очень трудно», – комментирует психолог Галина Ахмедова. Это объясняет, почему пьянство является социальным недугом, бороться с которым нужно на общественном уровне. Одним из примеров такой борьбы стала инициатива губернатора Калининградской области Георгия Бооса, направившего в областную думу законопроект, запрещающий алкоголь на государственных мероприятиях. Кроме того, Боос предложил создать «антиалкогольный» клуб политиков, бизнесменов, деятелей искусства, которые готовы своим примером отказа от алкоголя вести других к оздоровлению.

Ограничить присутствие алкоголя в социальной жизни призвана также пропаганда трезвости среди водителей. Не секрет, что многие наши соотечественники считают вполне приемлемым вождение автомобиля после «умеренной» дозы спиртного. Но так ли это безобидно на самом деле? Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует об обратном: наиболее распространенной причиной ДТП является пьянство. К сожалению, многие «лихие» водители понимают это только на собственном печальном опыте. Это было наглядно продемонстрировано в ходе акции «Кто пьет, тот не водит!», проведенной в сентябре 2009 года Группой Компаний «КиН» на подмосковном автодроме «Кавезино». Несколько испытуемых, в том числе призер кубка России по автокроссу Ирина Софиева, под присмотром инспектора ГИБДД и врача-нарколога продемонстрировали гостям возможные последствия опасных экспериментов с алкоголем на дороге. Результат оказался неожиданным, в том числе и для его участников: даже незначительное (50 граммов) употребление спиртных напитков ухудшает водительские навыки, одновременно завышая самооценку. То есть алкоголь абсолютно несовместим с вождением автомобиля.

Конечно, одной пропаганды здесь недостаточно. Чтобы отучить граждан от пьянства за рулем, необходимы достаточно суровые законы. Интересен в этом отношении зарубежный опыт. Например, в Японии власти могут подвергнуть наказанию (тюремному заключению или крупному штрафу) не только самого «отличившегося» водителя, но также попустительствующих ему пассажиров транспортного средства, а в некоторых случаях – и сотрудников заведения, где горе-лихач «дошел до кондиции» перед тем, как сесть за руль.

Сегодня многие люди, ведущие активный образ жизни, сами задумываются об умеренном потреблении спиртных напитков. Это новое поколение потребителей, которое понимает, что хороший алкоголь в небольших количествах способен создать атмосферу праздника, но уж никак не предназначен для того, чтобы намеренно лишать себя чувства реальности. Задача общества и государства – поддержать эти тенденции и всячески способствовать их развитию. А самое главное – воспитывать у граждан культуру умеренного отношения к спиртному, начиная с детских лет. Только так мы сможем победить один из самых серьезных общественных недугов.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10122009114001&oldnumber=512