"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 13 (483) от 09.04.2009

Их Нравы

«У нас все есть», или Модернизация… развалин

Кто и за какие «глазки» сфабриковал положительный имидж школы

Владимир ЕФИМОВ

Глубоко ошибается тот, кто свято верит, будто с избранием бывшего председателя Саратовского городского комитета по образованию Марины Алешиной по списку «Единой России» депутатом областной думы и заместителем председателя областного парламента бесследно и безвозвратно ушли в прошлое ее дела, начинания и особенно более чем странное поведение в последние полгода пребывания на посту главного учителя города.

Как и предполагалось, сотворенные и применяемые Мариной Владимировной методы и стиль руководства городским образованием по-прежнему на вооружении наследников и последователей. Они, как и преподнесенные ею методы, настолько сильно вжились в систему, что, кажется, нет сил и возможностей ее разрушить. Словом, учение Марины Владимировны всесильно и живуче…

«Пишем, что у нас все есть!»

В конце минувшего декабря во время проводимого саратовским телеканалом ТВ «Центр» прямого эфира с Мариной Алешиной ее спросили о сроках восстановления обрушившегося 11 лет назад большого спортивного зала средней школы № 56 в Ленинском районе (см. фото). Марина Владимировна коротко пообещала: «Скоро».

Как удалось установить «Богатею», отсутствие в течение всего школьного курса спортивного зала, в котором отродясь не занимались с самого первого класса нынешние выпускники 56-й школы, привела к сужению программы физического воспитания учащихся, исключению полноценных занятий игровыми видами и проведению их в очень тесном, не более 40 квадратных метров зале и в так называемом рекреационном зале, о котором с гордостью говорят педагоги школы и который на самом деле является простым… школьным коридором.

Можно себе представить, какие шум, гам и топот доносятся до классов во время уроков русского и иностранных языков, химии, физики и биологии, но ни это противоречие нормам обучения, ни проблема обретения настоящего зала руководство школы и органов образования по-настоящему не интересовала. Во всяком случае, она нигде не поднималась и официально не могла подниматься ни на каком уровне, ибо, по официальным документам, спортивный зал школа… имеет.

Упоминание о наличии закрытого еще в 1997 году по причине аварийного состояния, а через год рухнувшего спортзала размером 9х18 и высотой не менее 6 метров, с раздевалками, работающими душевыми и туалетом значится в таком важном федеральном документе, как Комплексный проект модернизации образования, в который школа в прошлом году была включена вместе со всеми 116 образовательными учреждениями города и на этом основании получила большие деньги. Как вообще попала туда 56-я, не соответствуя уже одним этим пунктом, понять невозможно. И как могли завизировать эту откровенную ложь, на юридическими языке называемую подлогом, председатель городского комитета по образованию Марина Епифанова, ее тогдашний заместитель Марина Радаева, видимо, знавшие об отсутствии там зала, – понять совершенно невозможно. Факт того, что это была хорошо спланированная в высоких кабинетах операция подлога, отмечают наши источники, утверждающие, что на одном из предшествующих подготовке саратовской части проекта совещаний начальникам райотделов образования дали твердую установку «Всем писать, что у нас все есть», которая затем была спущена директорам школ и ими исправно исполнена, а руководством комитета завизирована в качестве комплексных лжи и обмана. Не случайно поэтому на сайте министерства образования Российской Федерации представлено благополучие поголовно всех школ города, в том числе и пересаженные в проект из 56-й школы, получившей 22 миллиона 289 тысяч 797 рублей годового бюджета, три большие «липы» о наличии спортзала, оборудованных по всем нормам техники безопасности и не представляющих угрозу жизни учащихся кабинетах физики и химии.

Однако на самом деле в кабинете физики нет, как и не было, требуемых и подтвержденных официально в проекте низковольтной проводки электропитания розеток на каждом столе и в лаборантской, поскольку даже при большом желании розетки крепить просто некуда: несоответствующие предъявляемым требованиям столы представляют собою металлическую основу на двух ножках, венчаемых сверху доской. В кабинете химии нет обязательныхя подводов к каждому ученическому столу и в лаборантской с вытяжкой и проводкой водопровода.

Уроки надувательства

Таким образом, по трем важнейшим параметрам школа не соответствует не то что требованиям комплексного проекта модернизации, но и мерам безопасности. Возникает закономерный вопрос: «Как могли различные проверяющие комиссии признавать школу пригодной для занятий?»

Зато сразу после прихода на должность директора г-жи Радаевой с должности заместителя председателя горкома по образованию та начала довольно странные организационные реформы. Самые главные – две. Она нарушила обязательство Саратовской области, данное перед вхождением в комплексный проект, не менять требуемого процентного соотношения оплаты труда педагогов и администрации школы как 65:35, круто изменив соотношение в пользу администрации – 68:34 процента. Если в феврале доля фонда оплаты труда 59 учителей школы составляла 62,68 процента от общего фонда оплаты труда, то в марте – уже 46,2 процента, что фиксирует мониторинг на постоянно действующем и обновляемом сайте Минобразования России КМО, данные в который представляет областное министерство образования.

Уже одно это серьезное нарушение руководством 56-й школы условий должно было вызвать озабоченность федерального и регионального министерств, но до сегодняшняя дня их реакция на это нарушение – нулевая. Поэтому стоит ли удивляться, что, не встречая должного отпора, Радаева вошла во вкус странных новаций и до семи человек расширила штат своих заместителей. Появилась, и, видимо, неспроста, непривычная для школ должность зама по… охране труда, которому теперь в силу должностных обязанностей придется или добиваться проведения уроков физкультуры, физики и химии в надлежащих мерам безопасности и охраны труда условиях, или прекращения занятий по этим важным дисциплинам вообще. И, наконец, 20 марта замом по учебно-воспитательной работе был принят 25-летний студент Саратовского государственного аграрного университета Антон Абрамов.

Два в одном:

студент и школьный завуч

Однако если странное включение в проект модернизации не обладающей обязательными условиями школы и их нарушения еще вызывают законное удивление, то причины занятия студентом да еще не профильного педагогике вуза такую требующую педагогических знаний и определенного опыта школьной работы должность лежат на поверхности. Подобный дар из разряда преподносимых в качестве дружеской благодарности скорее всего не обладателю должности, а маме новоиспеченного завуча, Тамаре Абрамовой, лучшей подруге Радаевой и Алешиной. Последняя из этой троицы до вступления на руководящий пост главного учителя города некоторое время работала учителем в 43-й средней школе при Абрамовой. Остальное все понятно…. Правда, не очень ясно, почему отпрыску Абрамовой дали скромную должность завуча, а не начальника райотдела образования, как лет шесть назад Светлане Луконкиной, пересаженной из скромного кресла завдетсадом сразу в престижное кресло главного педагога района.

Теснейший лично-общественно-педагогический союз Радаевой, Алешиной и Абрамовой скрепился за несколько лет до знаменательного и знакового поэтапного процесса раздачи должностей. В конце девяностых годов накануне выборов в Государственную Думу, куда безуспешно баллотировалась Алешина, эта славная троица от педагогики совершила героический агитационный прыжок с парашютами, а вскоре после него несостоявшийся депутат российского парламента была «замечена», получила должность председателя комитета по образованию и начала устраивать на руководящие педагогические должности преданных ей и столь же храбрых и мужественных подруг. Радаева возглавила второй интернат в Кировском районе, а после грандиозного скандала вокруг него перебазировалась в кресло директора 27-й средней школы, где, вопреки действующим нормативным актам, пооткрывала малокомплектных классов, в том числе и первый. После ухода Алешиной в облдуму Радаева перебралась на должность зампреда комитета, но там пробыла несколько месяцев и минувшей зимой стала директором 56-й школы с углубленным изучением иностранных языков.

Какие потрясающие продвижения по службе делают дети приближенных к высоким персонам лицам! Сначала Алешина сердечно благодарит Абрамову, деятельностью которой несколько лет назад серьезно интересовались правоохранительные органы по поводу подозреваемых ими приписок за непроведенные уроки, потом Алешина устраивает Светлану Луконкину, дочь заместителя председателя горкома по образованию Нины Пырековой, на должность начальника отдела образования Ленинского района и поочередно дает Радаевой должности директора второго интерната, 27-й школы и зампреда горкома по образованию. Та, как и Алешина, обладая бесценным даром благодарения, в свою очередь, встраивает в школьную систему далекого от педагогики отпрыска Абрамовых. И никакого кумовства! Кто усомнится, что однажды связанные вместе стропы парашюта по-прежнему неразрывны даже в земных делах?

Что еще продемонстрирует Радаева на новом месте – представить просто невозможно. Следуя выработанной ею тактике, она, как и во время директорства в 27-й школе, уклонялась от нежелательных объяснений с чиновниками от образования, сейчас скрывается и от желающего задать ей неудобные вопросы журналиста «Богатея». Но, думаю, время покажет неоцененные творческо-педагогические способности Марины Николаевны. Полагаю, ждать осталось недолго. Даже скорее, чем можно предположить, но только в случае, если ею, как и Абрамовой, заинтересуются правоохранители… Она не может не знать, что потворствует официально оформленному Алешиной и Луконкиной уголовно наказуемому обману государства с незаконным включением школы в федеральный проект с причитающимся финансированием из госбюджета. Или вера в поддержку высокой покровительницей сильнее совести, долга и чести, если таковые необходимые в педагогике качества вообще характерны для Марины Николаевны?

P. S. В ближайших номерах редакция продолжит мониторинг школьных учреждений Саратова на предмет их соответствия данным, внесенным в Комплексный проект модернизации образования.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=8042009190406&oldnumber=483