"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (480) от 19.03.2009

Мормоны глазами православного

Юрий ЧЕРНЫШОВ

12 марта, в рамках регулярно проходящих в редакции газеты «Богатей» круглых столов, состоялась презентация книги Сергея Антоненко «Мормоны в России. Путь длиной в столетие».

В презентации приняли участие руководители Самарского и Саратовских отделений ЦИХСПД, лидер СРО Республиканской партии России Виталий Павлов, руководители и активисты молодежной организации «Молодая гвардия Единой России», журналисты.

Автор книги – заведующий отделом истории религии исторического журнала «Родина», учрежденного Правительством РФ и администрацией Президента РФ. Журнал награжден Большим золотым орденом «Во имя России» (присуждается Общественным движением «Приоритет» и Всероссийским общественным советом заслуженных деятелей России).

Презентации сопутствовала выставка книг религиозного, религиозно-исторического и религиозно-культурологического содержания, отражающая религиозную жизнь Саратова и области.

Автор книги – православный. Тем интереснее это наиболее полное исследование истории мормонского движения в России и современного состояния Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (ЦИХСПД). В виде отдельных глав в книгу включены интервью руководителя Восточноевропейского отдела представительства Церкви Иисуса Христа Святых последних дней Дениса Б. Ночвайдера «По делам их узнаете их» и статья известного литературного деятеля, обозревателя журнала «Родина» Льва Анненского «Мормонизм в России». А поскольку книга построена на обширном фактологическом и документальном материале и написана без всякой религиозной апологетики, то она, безусловно, будет полезна не только широкому кругу читателей, но и специалистам: философам, историкам культуры, религиоведам, социологам, психологам, конфликтологам. Книга издана в 2007 году тиражом в 5000 экземпляров на всю Россию, потому только сейчас дошла до Саратова в количестве, достаточном для презентации.

Эта книга не религиозная, а историческая и культурологическая в полном смысле этих слов. Выполнено исследование в жанре историко-культурного и публицистического эссе и затрагивает основные моменты догматики и этапы становления российского общества с учетом обстоятельств последнего времени. Для многих читателей этой книги (если не для всех) станет открытием пристальное внимание к новому духовному явлению и его осмысление Л. Толстым, Ф. Достоевским, П. Лавровым. В. Соловьевым. Как и тот факт, что мормонизм пришел в Россию даже не столетие назад, а еще раньше.

Первое мормонское крещение в Санкт-Петербурге состоялось в 1895 году. Заметим, что официальное открытие в Санкт-Петербурге первого религиозного учреждения такой «традиционной» для России конфессии, как ислам, Соборной мечети, состоялось на 17 лет позже – в 1912 году.

Впрочем, для многих россиян не ведомо и то, что уже в наше время Церковь Иисуса Христа Святых последних дней официально зарегистрирована сначала как муниципальная община в Санкт-Петербурге еще в советское время – в 1990 году, а как общероссийская религиозная организация – в 1991 году.

Автор книги внимательно рассматривает проблему негативного «антимормонского» мифотворчества и приходит к парадоксальному выводу: раздражение и неприятие у части религиозного российского общества вызывают именно те компоненты мормонизма, которые находятся в русле еще одной «традиционной» православной и общехристианской религиозной культуры.

С. Антоненко много внимания уделяет современной «мифологии», а точнее, целенаправленно поддерживаемой и раздуваемой лжи об обрядовых принципах и традициях мормонов. Этому посвящена отдельная глава «Стереотипы против реалий». Среди мифов автор особо отмечает распространенное мнение о многоженстве среди мормонов, которое давным-давно – в конце XIX века – было отменено специальным постановлением одного из мормонских Конгрессов еще до того, как мормонизм пришел в Россию. Останавливаясь на том факте, что эта тема нет-нет, да и всплывает в некоторых «антисектантских» публикациях, автор справедливо указывает, что и «в Библии также встречаются примеры многоженства, вполне совместимые с благочестием. Полигамные браки допускались в кочевой период жизни Израиля. А затем в эпоху завоевания Ханаана… Эта практика проявила себя как форма защиты женщины в архаическом обществе. Уже ближайшие потомки Авраама придерживались многобрачия. В книге (гл. 29) повествуется о женитьбе праотца Иакова на двух сестрах – Лии и Рахили».

История многоженства у мормонов как бы повторяет библейскую историю этого вопроса: вначале было признаваемое многоженство, а затем оно было отменено, как только «Божий народ» достиг высокой степени зрелости. Современные представления мормонов о браке в целом находятся, считает автор, в общехристианском русле.

Еще одно распространенное заблуждение (опять-таки намеренно подогреваемое апологетами «традиционных для России» конфессий) – «заместительное крещение», называемое противниками мормонов «браками с мертвыми». С. Антоненко не только в своей книге, но и ранее, в журнале «Родина» (№ 7, 2005 г), в интервью с заведующим кафедрой отечественной истории РГГУ Александром Каменским, описал этот ритуал, а точнее, огромную работу, проводимую мормонами по восстановлению своей генеалогии. Это стоит подчеркнуть – СВОЕЙ генеалогии, поискам своих предков. Члены ЦИХСПД верят, что могут совершать крещение (скрепление на вечность) брака за своих умерших предков и родственников. Именно поэтому Церковь активно развивает семейные, генеалогические исследования. В настоящее время в столице штата Юта Солт-Лейк-Сити находится богатейшая Библиотека семейной истории. Содержащиеся в библиотеке записи о нескольких миллиардах имен людей, когда-либо живших на земле, доступны для всех, кто заинтересован в исследовании своих семейных корней, независимо от религиозной принадлежности. Около миллиарда имен доступно через Интернет. Журнал со материалом С. Антоненко «Память их в род и род…» вручался вместе с книгой. Надо ли долго убеждать, что для России, в которой исторические катаклизмы привели к тому, что стали мы «Иванами, родства не помнящими», подобные хранилища могут оказаться весьма нужными.

Естественно, что во время разговора о книге С. Антоненко, возникли и вопросы к представителям ЦИХСПД, начиная от вопроса: так все-таки что такое Церковь Иисуса Христа Святых последних дней: церковь или так называемая «секта»? А также: не приведет ли распространение мормонизма к «разладу в России»? Каковы условия для миссионерства в России? Каково содержание социальной и гуманитарной программ мормонов в России и, в частности, в Саратовской области?

Обстоятельные ответы на вопросы дали представители ЦИХСПД Е. Космынин (помощник президента Самарской миссии ЦИХСПД), П. Козленко (советник председателя МРО ЦИХСПД в Саратовской области), М. Ганзин (второй советник президента Саратовского округа ЦИХСПД), обратив особое внимание на такие черты и качества мормонов, как абсолютная трезвость и здоровый образ жизни (средняя продолжительность жизни – более 90 лет), культ многодетной семьи (среднее число детей в семьях миссионеров – более 5), трудолюбие и стремление к получению образования и успеху (наряду с принципами честности и порядочности). Вопросы: нужно ли все это России, не навредит ли это ей, соответствует ли это тому, что провозглашает в качестве целей президент и правительство, можно было не задавать, они риторические. Да и книгу С. Антоненко нет необходимости расхваливать, лучше ее просто найти и прочитать.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18032009193833&oldnumber=480