"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (477) от 26.02.2009

Танго на троих

Светлана ТЕНЕТКО

Новую программу «Рапсодия в стиле танго» представили саратовской публике 17 февраля солисты Саратовской филармонии им. А. Шнитке заслуженная артистка России Ирина Соколова (фортепиано) и лауреат международных конкурсов Павел Мангасарян (аккордеон).

Некая интрига заключена уже в самом названии программы. Рапсодия (от греч. rhapsodia) означает вокальное или инструментальное произведение, воссоздающее исполнение рапсода. Для рапсодии характерны свобода формы, слагающейся из сменяющих друг друга разнохарактерных, порой остро контрастных эпизодов, использование народно-песенных тем. В данном случаем мы видим некую фантазию на тему танго и той атмосферы, которая окружала и существовала параллельно с этим танцем в ХХ веке.

Происхождение танго очень сложно, и корни его ведут в глубь веков. В течение XX века танго много раз менялось: от аргентинского к французскому, от французского к танго английского стандарта. Появились меланхолические варианты танго-блюз и многие другие разновидности.

Страстное, чувственное танго так много значит в жизни людей. В Европе и во всем мире есть немало танцев, и каждый из них передает какое-то конкретное чувство, настроение. Романтичный вальс, бурный рок-н-ролл, самба, хранящая в себе атмосферу карнавала. Вопреки сложившемуся мнению, танго, которое очень многие считают грустным танцем, соединяет в себе и романтику, и огонь, и блеск карнавала, и еще многое, многое другое. Рожденное на грязных портовых улочках Буэнос-Айреса, танго пережило необычный взлет, покорив даже парижский высший свет, но при этом осталось верным тому месту и тем людям, которые дали ему жизнь.

Поначалу танго игралось на гитаре, флейте и скрипке. Однако вскоре лидирующим инструментом стал бандонеон. Часто говорят, что бандонеон – душа танго, и само танго обязано своим появлением на свет именно этому инструменту. Благодаря глубокому, звучному голосу бандонеона танго стало тверже, напряженнее, шире, а порой меланхоличнее. C этим удивительным инструментом и танцем связано имя композитора и потрясающего бандонеониста – Астора Пьяццолло. Его преданность инструменту и танго была, можно сказать, безгранична: он пробовал писать и джаз, и авангард, но возвращался к танго. Два танго – «Осень» и «Зима» – Астора Пьяццолло из цикла «Времена года в Буэнос-Айресе» прозвучали и в концерте.

Энрике Сантос Диссеполо, один из известнейших поэтов, писавший стихи и музыку танго, сказал однажды: «Танго – это грусть, заставляющая танцевать». Но танго заставляет людей танцевать не только потому, что оно так грустно. Просто музыка этого танца несет в себе вызов, толкает людей к тому, чтобы выразить через танец свои самые глубинные чувства и переживания. И в XX веке, и сегодня находятся люди, которые ощущают невероятное одиночество: замкнутые в себе, они ищут какие-то способы раскрыться, возможность найти другие стороны бытия, помогающие примириться с окружающей действительностью.

В этом ретроспективном показе танго нельзя было обойти стороной произведения «короля танго» Оскара Строка; именно так называла его вся Европа. Но как часто случается, в своей стране за музыку, чуждую советской идеологии, его исключили из Союза композиторов и прикрепили ярлык представителя культуры загнивающего Запада.

Помимо танго, в программе, как бы перекликаясь с названием, прозвучали две рапсодии: знаменитая «Рапсодия в голубых тонах» Дж. Гершвина и «Рапсодия в стиле танго» саратовского композитора Владимира Мишле.

Несмотря на самодостаточность аккордеона и фортепиано, к дуэту время от времени подключается еще и контрабас (Роман Дмитриев), несущий некую ритмическую басовую функцию, без которой некоторые произведения выглядели бы просто блекло; особенно это касается советского ретро и джазовых композиций.

Завершил вечер танговый хит всех времен и народов «Кумпарсита» Родригеса.

Несомненное достоинство данной программы, на наш взгляд, не только в показе произведений, различных по стилю и времени написания, но и в очень тонкой их сбалансированности. Тонкая, едва уловимая, как лезвие ножа, грань, присущая как танцу, которому посвящена была программа, так и самим исполнителям, и на которой они смогли удержаться на протяжении всего концерта, заслуживает восхищения и похвалы. Об этом лучше всего сказали сами зрители, трижды вызывавшие музыкантов на «бис».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2032009100053&oldnumber=477