"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (477) от 26.02.2009

Конкурс тайного сообщества

Леонид ЮРЬЕВ

Завершился седьмой областной конкурс социальных и культурных проектов, ежегодно проводимый Фондом «Саратовская губерния» – фондом так называемых «местных сообществ». На этот раз финансирование будет предоставлено 33 некоммерческим организациям на сумму 2 миллиона рублей.

Председателем правления Фонда является заместитель председателя правительства Саратовской области Наталия Старшова, члены правления: Владимир Куликов, Валерий Слепов, Владимир Чернышев и Илья Чукалин.

Кризис отразился и на грантовом фонде конкурса. Он составил 2, а не 3, как предполагалось ранее, миллиона рублей. В связи с чем объемы финансирования проектов были урезаны до двух третей запрашиваемых сумм. Всего было подано 174 заявки. Все они, как утверждают организаторы конкурса, были изучены «независимыми экспертами». Эксперты, видимо, настолько «независимы», что они защищены лучше, чем свидетели в суде – имена их не разглашаются и степень их компетентности, добросовестности и прочие качества никому неизвестны. Признаны победителями 22 негосударственные некоммерческие организации, 9 – государственных учреждений, 2 – муниципальных учреждения.

По номинациям (проектным линиям) победители распределились так: «Социальное развитие» – 11, «Образование» – 7, «Гражданское общество» – 7, «Культура» – 5, «Физическая культура и спорт» – 2, «Здравоохранение» – 1.

У широкой публики нет оснований сомневаться, в общем и целом, в справедливости решений. И вовсе не потому, что все достаточно ясно. Как раз наоборот, и позже я скажу об этом. Но некоторые вопросы возникают. Из 22 негосударственных некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку, три представлены в Общественной палате области непосредственно, еще одна – православная епархия – опосредовано. Это очень большая доля – четверть всех проектов. Не касаясь оценок самих проектов, следует, тем не менее, сказать, что это вполне может вызвать вопросы к экспертам, оценивающим представленные проекты.

И тут-то возникают главные вопросы, которые задаются уже не первый год: «А судьи кто?» и «Был ли мальчик?». То есть почему эксперты-оценщики действуют инкогнито, да есть ли они вообще? Ведь такое положение выглядит, по-меньшей мере, странным даже с точки зрения декларируемых принципов деятельности «фондов местных сообществ», к коему относит себя и Фонд «Саратовская губерния». Одно из правил пункта 3 этих принципов признает, что: «В отличие от коммерческих инвестиций социальные более сложно исчислимы, так как их эффект измеряется повышением качества жизни населения, но фонд должен проводить оценку результатов и эффективности СВОЕЙ (выделено везде автором – Ю. Ч.) деятельности». И кто ж его знает, насколько «тайное сообщество экспертов» компетентно для оценки своей деятельности? А первое правило пункта 5 этих принципов «Гласность и прозрачность» утверждает, что: «Фонд основывается на ОТКРЫТЫХ процедурах».

Но вот их-то – открытых процедур при определении победителей – как не было изначально, так, несмотря на неоднократную критику в печати по результатам предшествующих конкурсов, и нет. В чем дело? И разве не вправе общественность заподозрить, что здесь что-то не чисто? Если угодно, то общественность имеет все основания полагать, что отсутствие открытой процедуры представления проектов и определения победителей объясняется коррупционноемкостью. Что, попросту, означает возможность получения «откатов».

А есть ли примеры иного способа определения победителей? Да, есть. Такой пример являют конкурсы информационных проектов, проводимые ежегодно министерством информации и печати Саратовской области. Представления проектов на этих конкурсах проводятся открыто и гласно самими претендентами (впрочем, это их право, а не обязанность). Участвовать в слушаниях могут любые претенденты, но не было случая, чтобы это возбранялось и независимым слушателям или наблюдателям. Члены комиссии – на глазах у всех. Вопросы, которые они задают, – слышат все (осталось только допустить возможность задавать вопросы со стороны слушателей). Предвзятость или пристрастия, если они вдруг проявятся, не укроются ни от кого и от прессы, тем более. Конечно, за комиссией остается право «совещательной комнаты». В целом же контраст двух механизмов разительно заметен и не в пользу конкурса «Саратовская губерния».

И об одном из проектов-победителей нельзя не сказать особо.

Речь о проекте Епархиального учебного Центра сестер милосердия, получившего в номинации «Образование» 30000 рублей на организацию учебного процесса с проживанием и полным пансионатом воспитанниц. Дело, возможно, нужное, да и деньги, по правде, небольшие. Но после известного случая, когда в ноябре месяце 2008 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой предоставить Церкви беспроцентную ссуду, а также льготы по обслуживанию банковских вкладов и оплате коммунальных услуг и налоговые льготы для учреждений некультового типа (чего не сделала ни одна конфессия страны), решение Фонда «Саратовская губерния» оказать финансовую поддержку проекту епархии, выглядит, строго говоря, некорректным по отношению к другим конфессиям, независимо оттого, обращались ли те за подобной поддержкой или нет.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2032009095854&oldnumber=477