"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 44 (469) от 18.12.2008

Поющие артисты

Татьяна ЛИСИНА

Газета «Богатей» уже сообщала о том, что в Саратове успешно проходит VI фестиваль звезд музыкального искусства Санкт-Петербурга «Нева впадает в Волгу», организованный продюсерским центром «Триумф», а генеральным спонсором, по традиции, выступила компания «Бритиш Американ Тобакко».

В рамках этого фестиваля в Большом зале консерватории состоялся концерт известного «Кавалер-дуэта» в составе Анатолия Коптева и Владимира Балагина, обладателей гран-при Международного конкурса актерской песни имени Андрея Миронова, лауреатов премии «Планета романсов», победителей музыкальных и театральных фестивалей.

Программа, которую они предложили слушателям, скромно называлась «Избранные песни и романсы». Она оказалась очень насыщенной и разнообразной. Выступление «Кавалер-дуэта», на наш взгляд, можно было бы даже назвать не концертом, а спектаклем. И вот почему.

Во-первых, на нем звучали не только музыкальные номера, но и стихи прекрасных поэтов (В. Брюсова, С. Есенина, К. Бальмонта, А. Блока и др.). А во-вторых, Анатолий Коптев и Владимир Балагин не только пели, удачно дополняя друг друга, но и превращали каждое музыкальное произведение в маленькую пьесу. Для этого они пользуются артистическими, в лучшем смысле этого слова, приемами: жестами, мимикой, взглядами, интонацией.

При этом актеры не идут проторенным путем. Они решительно оказались от традиционной манеры исполнения романсов (нередко томной и сентиментальной). Дуэт предлагает свой исполнительский стиль: иногда совсем неожиданный и непривычный для слуха, а порою даже шутливый, шаловливый, ернический. (Оригинальные музыкальные обработки принадлежат Владимиру Балагину, а редакция текстов – Анатолию Коптеву). Но «Кавалер-дуэт» на вечере показал, что он может быть и очень серьезным. Это проявилось во втором отделении концерта, когда в зале зазвучало «Прощание славянки» Василия Агапкина на слова неизвестного автора. Уверена, что многие любители музыки до этого вечера никогда не слышали один из лучших маршей мира в звучании двух гитар и двух мужских голосов.

О многообразии репертуара «Кавалер-дуэта» говорит следующее. Вечер начала неаполитанская песня Р. Фальво «Скажите, девушки...». А потом зазвучали «Отцвели уж давно хризантемы в саду», «Живет моя отрада», «Ямщик, не гони лошадей», «Очи черные» и другие любимые слушателями романсы.

Нашлось в программе вечера место и таким разножанровым произведениям, как народная песня «Эй, ухнем!» и изысканно-изящный романс Вертинского «Над розовым морем вставала луна». Бурные аплодисменты слушателей вызвали «В лунном сиянии снег серебрится» (С. Юрьева) и цыганская песня «Бубенцы» (В. Бакалейникова).

В конце вечера, к явному удовольствию слушателей, «Кавалер-дуэт» спел романс П. Булахова «Гори, гори, моя звезда», после чего актеры вышли на поклон. Но публика рукоплесканиями их не отпустила. Взяв снова в руки гитары, актеры исполнили «Ваше благородие, госпожа разлука…» из культового фильма «Белое солнце пустыни».

После концерта мы побеседовали с артистами.

Корр.: Как бы вы сами определили свой жанр?

А. Коптев: То, что делаем, мы называем «песнодейство». Но это, наверное, для сегодняшнего дня слишком мудрено. Поэтому мы называем свой жанр так: оригинальное исполнение романсов, лирических и народных песен.

Корр.: А манеру своего исполнения как бы вы определили?

А. Коптев: Сейчас есть модное слово «кроссовер» – смешение разных жанров, стилей. В этом стиле работает «Терем-квартет». Мы делаем нечто подобное, только не в инструментальном, а в вокально-исполнительском ключе. Добавляем театрализацию – ведь мы драматические артисты. Мы работали в Большом драматическом театре им. Товстоногова. А потом жизнь сама нас выкинула на эстрадную орбиту.

Корр.: А как вы познакомились, как родился ваш дуэт?

А. Коптев: Мы с Владимиром учились на актерском курсе в ЛГИТМиК у профессора Александра Николаевича Куницына. С нами на одном курсе учились Женя Дятлов, Олег Погудин, Зоя Буряк, Дарья Юрниц – у нас был хороший, поющий курс. И мы начали петь еще в студенческие времена. Дипломный спектакль у нас был музыкальным, мы сами написали к нему музыку, сами все придумывали и исполняли.

Корр.: А что из сыгранных ролей в БДТ было близко?

А. Коптев: Не буду лукавить: в БДТ другие артисты играли главные роли. Когда мы пришли, молодым героем был ныне покойный Андрей Юрьевич Толубеев: замечательный артист, наш большой друг. А мы были на вторых, на третьих ролях. Володя играл Алешку «На дне», это была небольшая, но яркая роль, он скатывался с гармошкой, пел частушки.

В. Балагин: А у меня была парная сцена в Кириллом Юрьевичем Лавровым в спектакле «Рядовые».

Корр.: Как родилось название вашего дуэта – «Кавалер-дуэт»?

А. Коптев: Это самый сложный вопрос. Основной нашей темой является тема любви, мы воспеваем дам.

В. Балагин: Любви традиционной! Мы активные гетерофилы. У Толи четверо детей.

А. Коптев: Кроме того, мы любим свою Родину. Любим Бога. На любви построена вся наша жизнь. Поэтому мы считаем себя кавалерами.

Корр.: Вы сегодня исполняли русские романсы, народные песни, цыганские. А что из этого для вас более притягательно?

А. Коптев: Трудно сказать. Вообще мне больше всего нравится духовное пение. Но поскольку мы работаем для светской публики, этот жанр не подходит. Народные песни популярны потому, что хороши. И неважно, цыганские это романсы или русские. Народные песни проверены временем, отсеяны годами. А те, которые остались в анналах, счастливо там и находятся. И не нужно их «откапывать из-под земли». Зачем?

В. Балагин: Мы попытались несколько откопать. Но поняли, что людям это не близко. Они востребованы только в том случае, если их можно увязать в жесткий контекст. Так, мы играем в театре «Антреприза имени Андрея Миронова». В спектакле по Чехову «Счастливчик» звучит пара наших песен. Этот спектакль собран из рассказов, фельетонов, очерков, анекдотов Антона Павловича, а мы, хоть и поем, играем в нем драматические роли.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26122008131920&oldnumber=469